Отторжение сверстников может создать пожизненную тенденцию к депрессии.
«Никто меня не любит, все ненавидят меня» — знакомые слова? Некоторые дети в начальной школе чувствуют себя так, словно их ежедневно заставляют жрать червей, только из-за насмешек и оскорблений одноклассников.
Поверьте, подобные фразы не стоит обесценивать: для детей отторжение сверстников — сильная травма, которая несет глубокий эмоциональный вред. Чувство ущербности порождает не только одиночество, но приводит к депрессии, показывает исследование.
Низкое социальное положение в начальной школе (6-11 лет) закладывает зерно масштабных социальных и эмоциональных проблем, которое прорастает в более зрелом возрасте, сообщают психолог Антониус Силлессен (Antonius Cillessen), доктор философии университета Дьюка, и команда голландских исследователей, которые провели долгосрочное исследование среди 231 голландских мальчиков. В возрасте 6, 7 и 11 лет мальчики оценивали себя и друг друга с точки зрения популярности — таким образом, исследователи могли отслеживать и оценивать социальный статус каждого ребенка.
Социальный статус ребенка легко может измениться в результате случайного задевания плеча местного хулигана в школьном коридоре; найденной шпаргалке на контрольной, из-за которой весь класс должен переписывать тест заново (чтоможет привести к бойкоту всего класса против ученика с обнаруженной шпаргалкой); неосторожного слова, брошенного местной «элите». Большинство ребят, которые состояли в исследовании и которых отвергли сверстники, пронесли «крест» изгоя все пять лет наблюдения. Эти дети, говорит Силлессен, те, о ком нужно беспокоиться.
Отказ сверстников уже давно является проблемой «курицы-яйца»: дети становятся изгоями из-за эмоциональных проблем или у них развиваются эмоциональные проблемы из-за того, что они стали изгоями? Результаты Силлессена показывают, что обе модели могут работать одновременно; между ними часто происходит взаимодействие.
Те дети, которые становятся изгоями, в основном застенчивы или, в другом крайнем случае, агрессивны. Хулиганы и те, над кем издеваются, — наименее популярные дети в школе.
Дети, над которыми обычно издеваются, в будущем страдают от депрессий и низкой самооценки; агрессивные дети, как правило, не принимают свою отверженность близко к сердцу, в будущем же у них часто возникают проблемы с общественным поведением и алкоголизмом. Однако, эти проблемы предсказаны их более ранним агрессивным поведением, а не отторжением сверстников.
Поскольку дети, отвергнутые в течение всей своей школьной карьеры, настроены на то, чтобы испытывать проблемы в дальнейшей жизни, Силлессен полагает, что социо-метрическое тестирование детей в начальной школе может определить проблемных детей, и, при правильном вмешательстве, избавить этих ребят от депрессии и одиночества.
Комментировать статью