С сегодняшнего дня мы начинаем сотрудничать с сетью частных детских садов «Интересный детский сад». В садике с таким названием детям действительно никогда не бывает скучно. Отчасти потому, что взрослые, которые работают над проектом, умеют уважать своих воспитанников и хорошо помнят, что любили делать, когда сами были детьми. Вместе с «Интересным детским садом» мы готовим для вас несколько необычных проектов и серию статей о воспитании детей. Сегодня мы познакомим вас с мнением детского психолога сети Павла Тарунтаева по поводу распространенной привычки родителей – заставлять детей делиться своими вещами с другими детьми.
Жадина-говядина
Не раз в своей жизни я слышал от многих родителей и педагогов такую фразу: «Не надо жадничать! Ведь тебя попросили! Поделись!». И далее заставляют, именно заставляют, детей делиться своими игрушками. К сожалению, это укоренившийся стереотип, готовая схема воспитания, которая, видимо, будет сопровождать еще не одно поколение детей.
Сколько бывает таких ситуаций… Когда ребенок со слезами на глазах под натиском взрослых, отдает другому, иногда совершенно незнакомому мальчику или девочке, свою любимую игрушку. Ради чего? Потому что его попросили? Потому что принято делиться? Чтобы все увидели и поняли, что он хороший и добрый?
Приведу для иллюстрации простой, но очень наглядный пример.
Если малознакомый человек попросит вас прокатиться на вашем автомобиле, вы дадите ему ключи? Вряд ли. Но почему? Нужно же делиться! Машина – не кукла, скажете вы. Согласен. Вот только для ребенка игрушка, тем более любимая, как для вас – автомобиль.
Игрушка – это собственность ребенка, которой он волен распоряжаться так, как ему захочется. Почему он должен по первому требованию отдавать ее кому-то? Не должен. Даже если сам в этот момент не играет с этой игрушкой. И разговор ни в коем случае не идет о том, чтобы воспитывать детей «жадинами». Нет! Просто важно научить ребенка распоряжаться своим имуществом. Если он не хочет отдавать свою игрушку, пусть не отдает – только обозначит это максимально вежливо.
Предлагать поделиться, конечно, можно. Даже нужно. Но настаивать не стоит. Такая политика имеет ряд важных последствий. Если ребенок не делится своими игрушками, то должен быть готов и к тому, что другие не захотят с ним чем-то делиться. И подобные ситуации очень важно подробно объяснять ребенку на том уровне, на котором он в данном возрасте способен понять. Если же ребенок принял решение поделиться – то вправе попросить поделиться другого, но не настаивать. Ведь он сам принял решение что-то отдать. Если, конечно, речь не идет о ситуации обмена. Баш на баш, или сделка не состоится. Этому важно учить всеми доступными средствами: беседами, объяснениями, сказками и играми.
Отношение ребенка к собственности также зависит и от ее «вида». «Частная» собственность ребенка – это одно. А «коллективная» (например, игрушки в детском саду) – это совершенно другое. И ими уже скорее не делятся или жадничают, а пользуются в зависимости от установленных правил.
Есть еще один важный момент – наше поведение по отношению к другому человеку определяется, в том числе, его отношением к нам. Это очень легко проиллюстрировать на еще одном «взрослом» примере. Думаю, вряд ли вы дадите деньги в долг человеку, который в прошлый раз их не вернул или отдавал очень долго – если это произошло без объективных причин. Представьте себе, что мальчик систематически делится с кем-то из детсадовской группы своими игрушками, но в ответ, несмотря на просьбы, ничего не получает, или его даже «шпыняют». Думаю, что в таком случае важно научить тому, что с таким ребенком, который «играет в одни ворота», лучше дела не иметь. А если ребенок сам только берет и ничего не хочет давать взамен, важно объяснить, что это неправильная и вредная политика.
Очень часто, мы, взрослые, переживаем из-за ситуаций, когда не смогли кому-то отказать, хотя здравый смысл подсказывал нам, что лучше сказать «НЕТ». Или когда мы отдаем силы, время и деньги в надежде, что когда-нибудь нам за это воздастся, потому что так поступать «правильно». Эти проблемы родом из нашего собственного детства, из песочницы. Давайте постараемся воспитать детей так, чтобы в их будущем таких проблем не было.
А вы заставляете детей делиться?
Комментировать статью