Женщины любят рассуждать о том, каким должен быть настоящий мужчины. А мамы сыновей о том, как воспитать из них настоящих мужчин. Но всегда ли мы правы в своих определениях? Не оказываемся ли мы во власти стереотипов? Наша сегодняшняя героиня Виктория Лемешева утверждает, что финансовый и личный кризис подтолкнул ее разобраться с ситуациями, в которых женщины боятся давать сыновьям самостоятельность, при этом ставят запрет на чувства и эмоции. Свой опыт она вложила в создание авторского семинара по воспитанию сыновей. Почему к мальчикам нужен особый подход и в каких повседневных ситуациях мы сталкиваемся с разрушающими будущих мужчин стереотипами, Виктория рассказала в интервью нашему разделу.
Виктория Лемешева:
По-китайски слово «кризис» пишется двумя иероглифами, обозначающими «опасность» и «возможность». Хотя утверждают, что эти значения «притянуты за уши», но мне нравится такое толкование. Я убедилась на личном опыте, что кризис – точка роста.
Я знаю, какие чувства вызывают статьи или интервью с женщинами, которых позиционируют, как успешных. Чувство собственной никчемности, зависть, недосягаемость опыта и иллюзии на счет той или иной героини.
Моя история – это история не из журнала. Я хочу поделиться личным опытом, чтобы те, кто сейчас находятся в растерянности и отчаянии, получили поддержку, надежду и вдохновение. Ведь моя история о том, как я открыла большой ресурс, находясь в глубоком кризисе.
Я вышла замуж в 21 год, была счастлива. Муж поддерживал меня во всех стремлениях – после рождения старшего сына я поступила в Университет, который закончила экстерном с красным дипломом, имея уже на руках грудного среднего сына. Начала заниматься спортом, строить карьеру в сфере digital. Путешествия 2-3 раза в год, шоппинги в аутлетах европейских столиц, свой автомобиль, помощники с детьми, в быту.
В отношениях с мужем были «звоночки», на которые мы, ослепленные влюбленностью, не обращали внимание. И эти «звоночки» со временем переросли в громкий звук набата. С точки зрения психологии, мы с мужем отыгрывали каждый свои семейные сценарии, причиняя невыносимую боль и отравляя жизнь другому. Хорошо подходит метафора про цветы, которым противопоказано быть высаженными в одной клумбе. Они не дают друг другу расти, цвести, и в итоге оба вида умирают. Отсутствие навыка решать конфликты в интересах отношений привело к накоплению обид, усталости и отчаянию. Мы стали двумя токсичными партнерами и создавали токсичную среду для детей. В какой-то момент мы поняли, что нужно расходиться.
К этом моменту у меня было уже три сына. Старший – Артем, ему сейчас 12 лет. Любознательный, находчивый. Средний – Тимофей, 8 лет. Вратарь в детской хоккейной школе олимпийского резерва «Крылья советов». Удивительно мудрый, основательный и заботливый парень. Младший – Арсений 4 года. Совсем малыш.
После развода обнажились все проблемы взаимоотношений между сыновьями, а также в моем с ними общении. К этому добавились финансовые трудности.
За полгода до развода я вышла из партнерства в рекламном агентстве в связи с его продажей собственником. После развода начался период жизни, в котором я оказалась без помощников и практически без поддержки. Многие друзья семьи перестали со мной общаться.
Я пошла работать как наемный сотрудник, но компания оказалась в кризисе, зарплату задерживали иногда больше чем на месяц. При условии, что я единственный источник доходов в семье, это было тяжело. Копились долги, отчаяние.
И в этой ситуации необходимо было сохранить среднему сыну хоккей, старшему – репетиторов и психолога, потому что развод дал о себе знать.
У старшего сына начались проблемы с учебой и поведением. Мальчишки ссорились, я впадала в состояние отчаяния. Были дни, когда я просыпалась , открывала глаза и из них текли слезы. Вставать и что-то делать – сил не было вообще. Ничто в текущем дне не предвещало радостного и вдохновляющего – кроме утренней тренировки сына. Я вставала, как зомби готовила завтрак, везла старшего в школу, младшего в сад и, наконец, среднего – на хоккей. Там был костяк из четырех хоккейных мам. Они меня очень поддержали.
Были дни, когда на последние 50 рублей в кармане я покупала булку своему сыну, чтобы он перекусил после тренировки. Тренеры приглашали на дополнительные тренировки бесплатно, оставшиеся верные друзья привозили деньги, продукты и главное выражали глубокую веру в меня. Такие времена четко дают понимание о природе близких и друзей, снимают вопросы чрезмерного потребления
Я писала на своей странице в фейсбуке про свой опыт. Подписчиков и друзей тогда у меня был минимум. Постепенно стала приходить обратная связь, что мои знания о природе мальчишек, мужской психологии уникальны – и этим необходимо делиться. Именно в этот момент ко мне пришла идея создать семинар «Твой сын»
Я, как никто знаю, о грузе напряжения воспитания сыновей. У нас с мальчишками разная природа. Если мамы помнят или могут вспомнить, какими были девочками, и из своего детства найти подход к дочке, то с сыновьями другая история.
Мальчики растут в плену гендерных стереотипов общества, прежде всего. Но общество состоит из отдельных людей, и эти стереотипы присущи и мамам сыновей в том числе. Неверное понимание мужской природы, свои личные травмы и опыт, ожидания и страхи мамы лишают сыновей возможности вырасти счастливыми, достойными мужчинами.
Мать – проводник сына в мир чувств и эмоций. Нашим мужчинам и мальчикам запрещают чувствовать, проявляться эмоции, быть слабым и уязвимым: «Не реви! Что ты нюни развесил, как девчонка? Ты что, не мужик? Так мужчины себя не ведут!» Знакомо? С детства блокируется важнейшая часть личности – эмоциональная. Блок с возрастом только уплотняется, отсюда ранний алкоголизм и наркомания у мальчиков -подростков (средний возраст 12,5 лет), отсюда ранняя смертность мужчин от инфарктов, инсультов, алкоголизма. Глубочайшая рана и напряжение, вызывающие симптом в виде болезней различного рода.
Низкий эмоциональный интеллект у мужчин приводит к отсутствию умения строить близкие отношения. Отсутствие здоровой эмоциональной сферы снижает возможность на успех в реализации мужчины – отсутствует навык чувствовать эмоции и желания людей, а это важно при проведении переговоров, в продажах, руководстве людьми.
Эмоциональный интеллект в будущем будет реальным конкурентным преимуществом для успеха. Я внимательно слежу и изучаю профессии будущего -инновационный отдел Сколково публикует в открытых источниках эту информацию, слежу за трендами в развитии у детей их природных талантов и интересов, чтоб они были конкурентно способными в своей реализации , когда станут взрослыми. И это не такое далекое будущее. Нашим детям реализовываться через каких-то 10-15 лет, мир сильно изменится к этому времени. И нам, как родителям, необходимо быть на передовой, чтоб помочь детям вырасти счастливыми.
Самое большое заблуждение в воспитании «настоящих мужчин» – гендерный стереотип, что есть настоящие мужчины. Быть мужчиной – это не про внешний образ мачо, это про соответствие своей природе, призванию или пути. Умение быть достойным членом общества с понятной системой ценностей, делать что-то полезное для других людей своей реализацией. Быть счастливым самому, делиться счастьем со своей женщиной, детьми, прилагать усилия , чтоб сделать 5 метров вокруг себя счастливыми, тогда можно изменить мир.
Основная ошибка в воспитании мальчиков сам подход – искать проблему в них. Если что-то пошло не так с детьми, то это повод посмотреть на собственное взаимодействие с ними без иллюзий, возможно, привлечь специалиста для этого.
С детьми нет точки невозврата. Если меняется мама – ребенок реагирует практически моментально изменением своего поведения.
Я сама расту в процессе работы над своим семинаром. Начинаю анализировать какие-то вещи, которые раньше не замечала. Например, в марте я опубликовала пост с возмущением, что я стояла в вагоне метро, а напротив целая лавка спящих мужиков. Я громко пристыдила мужчин, уселась и еще среднему сыну сказала, мол, вот как не стоит поступать. В комментариях разгорелись обсуждения, я вдруг поняла, что эта ситуация не про «нет настоящих мужиков», а про мой стереотип и его влияние на моих сыновей.
Уступать место в общественном транспорте необходимо беременным, людям с ограниченными возможностями, старикам – и это должны делать и мужчины, и женщины. Если мужчина устал, болен, но внешне этого может быть не заметно, то он вполне вправе сесть без объяснений. Мужчина не должен, мужчина может, как и женщина, уступить место более слабому.
Еще одна важная тема в воспитании сыновей – способность давать им самостоятельность. В какой-то момент я поняла, что выгораю, не успеваю многое и могу освободить время для работы за счет того, чтобы не возить больше среднего сына на тренировки. Ему 8 лет, и как многим другим мамам, мне было страшно отпускать его одного. Я сопровождала его несколько раз так, чтоб он меня не видел, и наблюдала, как он справляется.
Мы с ним вдвоем прошли двухдневный тренинг «Один в городе» по безопасному поведению в условиях большого города. Соблюдаем нехитрые правила безопасности, например, созваниваемся каждые 20 минут из значимых точек пересадок общественного транспорта. Я на связи с родителями команды.
Я решила это вместе с самим Тимофеем – он понимал, что сохранить хоккей мы можем только, действуя сообща в тандеме, ездить без мамы – его вклад в благополучие нашей семьи. Я считаю, важно донести до ребенка масштабное видение, как действие одного человека может помочь всем членам семьи продвигаться к своим целям
При этом важно соблюдать баланс между тем, чтобы с одной стороны, приучать ребенка к самостоятельности, с другой – не лишать детства. Дети не должны решать проблем взрослых, освобождать родителей от ответственности по присмотру и воспитанию младших детей, к примеру. Сын не должен становиться «психологическим мужем» или даже «психологическим отцом» для своей мамы.
Здоровая иерархия, где дети опираются на взрослого – гармоничная среда для формирования зрелой личности.
Эти и многие другие моменты повлияли на мой тренинг, натолкнули на полезные разработки – как донести всю эту важную важную информацию до мам мальчиков. В какой-то степени трудный период после развода открыл мне глаза на многое, включая воспитание мальчиков в не самых простых обстоятельствах.
Совершенствуя свой семинар, я изменила отношение к мужчинам в целом, изменилась сама. Мои изменения повлекли к изменению отношений с бывшем мужем. У нас теплые, партнерские отношения, мы находим решения в интересах детей, мирно общаемся, подшучиваем друг над другом. В трудный момент я обратилась к бывшему мужу за помощью, и он помог и продолжает помогать.
Так же я настроена на семью, на партнерские отношения и буду счастлива, если встречу мужчину со схожими ценностями и отношением к жизни.
В ближайших планах у меня вернуть прежний уровень комфорта в нашу с мальчишками жизнь – это для начала. Ну а дальше только рост успеха и благосостояния.
Мне сделали предложение возглавить коммерческую службу одной социальной сети для родителей. И, конечно, я продолжаю работать над своим тренингом, делиться знаниями и опытом. Сейчас появилось много новых идей, как улучшить семинар, сделать его еще более полезным.
Комментировать статью