Новая книга академика Джулии Менситиери, описывающая реальные условия работы стилистов и молодых дизайнеров, наделала шумихи и вызвала много споров. Но изменит ли это условия работы тех, кто вместо зарплаты получает ваучеры на одежду?
Книга «Самая красивая работа в мире» открыла мир моды с неожиданной стороны. 8 лет назад Джулия познакомилась с успешным итальянским стилистом — Мией.
«Мия приехала в Париж. На ней были туфли Chanel и сумка Prada. Мия не могла себе позволить остановиться в отеле, поэтому спала у друзей на кухне. Она каждый день ела в Макдональдсе, иногда у неё не было денег, чтобы оплатить телефон. Мия никогда не знала, сколько ей заплатят за работу и когда. Например, за неделю работы на один крупный бренд, ей дали ваучер на сумму 5000 € , чтобы потратить его в бутике… Эта ситуация не исключение из правил, а скорее парадигма происходящего. Когда мы слышим про эксплуатацию людей в модной индустрии, мы думаем о фабриках в странах третьего мира или о сексуальных домогательствах к моделям. Но есть и творческая сторона: стилисты, визажисты, молодые дизайнеры, стажеры, ассистенты. Это другая форма эксплуатации, и в некоторых случаях это также не легально.’
Считается, что заниматься модой — это что-то возвышенное и привилегированное. Если ты крутишься в мире люксовых брендов и дорогих вещей, то уже надо быть счастливым. Многих известных дизайнеров новички индустрии считают гениями. И только поэтому соглашаются работать за копейки. Но это не снимает ответственности с тех, кто эксплуатирует труд молодых. Владельцы модных домов зарабатывают миллиарды. Карл Лагерфельд, креативный директор Chanel, зарабатывает 200 миллионов $ в год. Но никто из известных дизайнеров или владельцев брендов еще не сказал:«Да, теперь я собираюсь платить своим сотрудникам больше».
Критики говорят, что Менситиери опросила только 50 человек, а для статистики этого мало. Некоторые придерживались мнения Карла Лагерфельда: «Мода — полная несправедливость. Так обстоят дела. И всё тут.»
«Но никто, — утверждает автор, — не сказал, что то, что я написала, неверно.»