Куда не плюнь, у всех на слуху методика Мантессори, вальдорфская школа и Шичида. Но помимо этих замечательных методик существуют и другие, менее известные. Например, реджио-педагогика, теоретиком этого направления стал итальянский учитель Лорис Малагуцци, который после Второй мировой войны решил воспитывать дошкольников, руководствуясь новыми принципами. Главный метод в реджио-педагогике: много творчества, обучение через окружающую среду и сотрудничество педагогов с учениками. Но существуют несколько правил, которые позволяют осуществлять этот метод.
Уважать ребенка и смотреть ему в глаза
Ребенок является частью большого мира и на равных с любым взрослым или другим ребенком, он ценен и важен, как и все остальные. Но разве можно быть на равных, смотря сверху вниз? Именно поэтому глаза ребенка и взрослого должны быть на одном уровне.
Объяснить правило и задать вопрос
Дети не умеют читать мысли догадываться по намекам, поэтому так важно донести до них то, что существуют правила, которые могут меняться в зависимости от обстоятельств. Но прежде чем объяснять новые правила, нужно выяснить у ребенка, что он уже знает об этом. В этой Лорис Малагуцци основывался на теорию Выготского: педагог должен выяснить, в какой точке ребенок находится сейчас.
Перефразировать отрицание: вместо «неправильно» — «по-другому»
Если ребенок говорит, что небо красное, не спешите говорить, что он в корне не прав, а попытайтесь выяснить, существуют ли обстоятельства, при которых оно может окраситься в багряные тона.
Предлагать выбор и не спешить
Прежде чем учить ребенка выбору, нужно убедиться, что он к нему готов. Если вы торопитесь в детский сад и принуждаете дочку надеть джинсы, а она хочет платье, то вы отказываетесь от желания ребенка в пользу времени. Не легче ли взять за правило готовиться к детскому саду с вечера, чтобы в спокойной расслабленной обстановке выбрать наряд?
Учиться в любой ситуации
Метод реджио-педагогики считает, что учиться можно всегда: за обеденным столом или в магазине за углом. Задавайте ребенку вопросы, подводя его к нужному решению. Например, откуда на полках берутся продукты, или как делают хлеб. Любознательный детский ум обязательно вцепится в эту соломинку.
Думать важнее, чем читать
В большинстве своем родители торопятся научить детей считать или писать, но нет ни одного взрослого в нашем окружении, который бы не умел этого делать. Зато куча людей, не умеющих анализировать, креативно мыслить, аргументировать и выдавать неожиданные решения. Поэтому главная задача педагога — это развитие творческого мышления. Чем младше человек, тем более развито у него образное мышление, но с возрастом логика вымещает эту способность. И если не поддерживать творческие искорки в детях, то в конечном итоге логика задавит любые фантазии. Поэтому в дошкольном возрасте так важно развивать любознательность и навыки исследовательской деятельности.