Чем старше становятся дети, тем меньше рычагов давление остается у родителей. Стоит ли платить ребенку деньги, чтобы он начал приносить только положительные оценки? Обычно такой вопрос возникает, когда родителям нужна отличная успеваемость. Об особенностях мотивации деньгами нам рассказал детский психолог Алексей Петрушин.
Решая вопросы послушания родители не всегда понимают, что деньги искажают истинную мотивацию ребенка. Если до введения денежных отношений он мог получать высокую оценку в школе за знание, умение донести свою мысль с помощью рассуждения и аргументации, то после назначения оплаты ребенка интересует именно обмен оценки на купюры. Школьник любой ценой стремится завладеть высокой оценкой, например, выпрашивая их у учителя.
Еще одной особенностью таких отношения является то, что со временем размер денежного вознаграждения будет неумолимо расти, а ребенок начнет требовать оплаты за любые выполненные им действия.
Подобные «товарно-денежные» отношения ведут к разрушению взаимоотношений между родителями и детьми. В основе любых отношений лежит личное общение и уважение, но, откупаясь деньгами, родители демонстрируют детям совершенно иную модель взаимоотношений. Младшее поколение быстро принимает правила игры, считая такое общение работой, за которую они получают вознаграждение.
Если провести аналогию с работой, то вряд ли самим родителям покажется нормой, если кто-то из их коллег начнет приставать с личными разговорами. Поэтому дети в семьях, в которых приветствуется денежная мотивация, держат родителей на расстоянии, не позволяя переходить черту «рабочих отношений».
Кроме того, когда родители готовы платить любые деньги, лишь бы ребенок учился хорошо, наблюдается отсутствие заинтересованности у детей, тогда как сами взрослые более замотивированы в хороших отметках. Таким образом критерии успешности заранее определяются родителями, а не самим ребенком, который принимает за аксиому, что оценкой успешности является получение денег. Опасность такой идеи в том, что ребенок , не имея личного понимания успешности, принимает на веру чужие постулаты, становясь управляемым. Вряд ли кто-то из родителей добивается того, чтобы их ребенком управляли другие люди.