Переступая порог школы, дети стремятся к новой взрослой жизни и наивно ждут чуда. Но тут в класс входит строгая учительница, усаживает всех по линеечке и начинает ставить плохие оценки прямо в журнал. В этот момент рушатся все детские мечты. По крайней мере, так считает детский психолог Анна Смородина и большинство ее коллег. Анна рассказала 7Sisters.ru, как оценки влияют на психику ребенка
Ожидание вызывает стресс. Оценочность добавляет напряжения в любую деятельность. Ожидание оценки и неизвестность вердикта вызывает стресс. При этом оценке подвергается вся школьная жизнь ребенка: все кругом делают о нем выводы — родители, учителя, одноклассники.
Нередко заложниками ситуации становятся и педагоги: в результате определенной профессиональной деформации они воспринимают ребенка исключительно через призму его успеваемости, не замечая другие таланты и личность малыша.
В некоторых школах балловой системы нет. И тогда учителя придумывают разные забавные наклейки. Но они ничем не лучше. Однажды в первом классе я сама получила черный плачущий кружочек. В тот момент я просто потеряла дар речи: это был настолько сильный шок, что я помню свои чувства даже спустя 40 лет.
В 7 лет дети не различают плохие оценки и собственную личность. Получая двойку, первоклассник думает, что эта оценка — оценка его личности: он чувствует себя плохим. И это большая проблема: школьная рейтинговая система превращается в какое-то странное соревнование, которое накладывает чрезмерную нагрузку на детскую психику. А ведь все должно быть наоборот: отметки призваны выполнять роль стимулирующего фактора.
Первокласснику можно поставить «зачет» или «незачет» . Если мы обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту, то увидим, что оценку деятельности ученика просят давать только в конце года. Существует специальный лист оценки достижений в процессе образования, в котором учитель отмечает «зачтено» или «незачтено». И если ваш ребенок оказался в числе детей, не усвоивших материал, то знать об этом полагается только учителю и вам как родителю.
Оценки не нужны учителям. Педагоги с большим опытом, наверняка, возразят, что без оценок ребенок не старается. И будут в какой-то мере правы. Но учителя ставят превыше всего учебный процесс и уровень полученных знаний.
Я же говорю о психологическом комфорте ребенка во время школьных занятий. Поэтому если ребенок болезненно относится к оценке своих способностей, родители должны объяснить ему, что двойка или тройка не изменит тот факт, что в семье его любят. А кто хороший, кто плохой, определяют поступки.