Пять лет назад группа американских психологов провела эксперимент, в котором приняли участие дети дошкольного возраста. Детям дали игрушку, собранную из нескольких деталей, каждая из которых обладала своей отдельной функцией: одна деталь пищала, в другой загоралась лампочка, в третьей звучала музыка, а в последней было спрятано зеркало. Психолог позвала часть детей в игровую комнату, показала игрушку и акцентировала внимание на детали, которая пищала. Другой группе детей она просто продемонстрировала игрушку, не раскрывая ее свойств. Затем детей оставили одних, чтобы они могли спокойно поиграть с игрушкой.
Дети из второй группы играли с игрушкой свободно и непринужденно и вскоре они обнаружили все прочие функции деталей: свет, музыку, зеркало. Дети, которым показали, как пользоваться игрушкой, вели себя гораздо скованнее – они нажимали лишь на ту деталь, которая пищала, повторяя это снова и снова, и даже не пытались исследовать другие возможности игрушки.
Этот эксперимент показывает серьезные недостатки современного воспитания детей: родители стараются максимально упростить жизнь детям и помочь им наилучшим образом решить все жизненные задачи. Дети расцветают в ситуациях, подобных той, что была создана во второй части эксперимента, – когда у них есть возможность свободно все исследовать. Задача родителей состоит не в том, чтобы формировать их умы, а в том, чтобы позволить этим умам изучать все возможности, которые предоставляет мир.
В целом, на основе этого эксперимента можно вывести два стиля воспитания: плотницкий и садовнический.
Плотницкий подход. Дети являются проектом родителей.
Семьи среднего класса испытывают сильнейшее давление: они должны вырастить своих детей так, чтобы все у них сложилось благополучно.
Мы 24/7 водим детей во всевозможные кружки и секции, с тревогой перепроверяем каждый вечер, правильно ли они собрали школьные портфели и чувствуем себя виноватыми, если не успеваем сделать это. Мы беспокоимся, хорошо ли они спят, достаточно ли у них друзей, активно обсуждаем принципы хорошего и плохого воспитания и постоянно подвергаем сомнению наш собственный выбор: не слишком ли много мы работаем? Не слишком ли опекаем детей? Достаточно ли мы к ним внимательны?
Однако следует помнить о том, что нельзя подменять заботу о детях воспитанием. Проблема воспитания состоит в том, что оно подразумевает работу, а не любовь. Отношение к детям как к особо важному проекту обрекает родителей на чувство неудовлетворения, потому что это упорный, неблагодарный, ненормированный и к тому же неоплачиваемый труд.
Такое воспитание подобно работе плотника, который строгает, пилит и вытачивает какой-то предмет, чтобы достичь некой конечной цели, в данном случае – сформировать определенный тип личности.
Садовнический подход. Дети имеют пространство для свободного роста.
Модель воспитания как форматирования потерпела сокрушительный провал, система образования ориентируется на результаты тестов, а уровень неграмотности остается высоким. Вместо того чтобы натаскивать детей на высокие баллы лучше проявить больше внимания к ним.
С точки зрения эволюции человечеству выгоднее растить детей с широким спектром умений и качеств. А этого почти невозможно добиться, если ребенок не имеет возможности исследовать окружающий его мир.
Преимущества такого подхода подтверждены многочисленными исследованиями, которые показывают, что благодаря ему дети даже учатся лучше. Сначала мы приобретаем умения и навыки, играя, и только потом – обучаясь. Именно этим так вредна современная школьная система, где игра отодвигается в сторону, а детей учат науке не на практике, а по учебникам и тестовым заданиям.
А какого стиля воспитания придерживаетесь вы?
Комментировать статью