Игрушечная касса. Когда и как учить детей обращаться с деньгами?
Мало кого из нас в детстве учили распоряжаться деньгами. У многих их не было, а те, у кого они были, предпочитали об этом не распространяться. Мы наблюдали за тем, как живут наши родители, «мотали на ус», что покупают, где прячут заначки, и знали, что жизнь все равно всему нас научит сама.
Но сегодня мир изменился. Банковские депозиты, потребительские кредиты, ипотека, инвестировние, кэшбек. Со всем этим мы сами только недавно познакомились. Нашим же детям предстоит с этими понятиями расти и жить. Как познакомить их с основами финансов? Как научить не только тратам, но и разумному использованию денег, накоплению, бюджетированию? Как, обучая их финансовой грамотности, не вырастить взрослых, которые были бы зациклены на деньгах?
Джейн Перл (Jayne A. Pearl), автор книги «Дети и деньги. Уроки финансового благополучия (для детей и их родителей)» говорит, что начинать рассказывать детям о деньгах можно в любом возрасте. Каждая ваша повседневная задача – поход в магазин, в банк, к банкомату — может стать поводом для того, чтобы начать разговор о деньгах. А для детей помладше разговор о покупках и тратах может превратиться в увлекательную игру. Как же соединить приятное с полезным?
С 2 до 3 лет.
Маленьким детям очень нравится расплачиваться на кассе в магазине, используя деньги из маминого кошелька. Они еще не понимают значения купюр и монет, но уже могут понять, что для того, чтобы что-то появилось у вас дома, это надо сначала купить в магазине. А чтобы купить, нужно достать деньги и отдать их «тете на кассе». Чтобы научить деток распознавать деньги, можно изучить с ними монетки так же, как мы изучаем цифры, фигуры и цвета. Соединять, находить одинаковые монетки, обводить их — и предлагать малышу положить монетку на кружочек, предназначенный для нее. Такие игры могут быть интересными, но играть можно только под пристальным надзором родителей, потому что детки двух-трех лет могут проглотить монету.
Еще одна игра, которая точно понравится вашему ребенку – покупки в игрушечном магазине. Сейчас продается множество разнообразных игрушечных касс. А продавать можно игрушки, фрукты и овощи – и даже пустые коробки с воображаемыми спагетти, хлопьями и печеньем.
4-5 лет
Большинство деток этого возраста с удовольствием играют в ресторан. Это развлечение легко организовать дома. Дети научатся накрывать на стол, узнают первые правила этикета и конечно же познакомятся с работой официанта. Чаще всего после трапезы дети забывают о том, что за нее еще нужно расплатиться, — и именно в этот момент можно рассказать ребенку, как все устроено в жизни.
6-8 лет
Ребенок начинает получать свои первые карманные деньги, и ему нужно куда-то их складывать. У него появляется свой кошелек, возможно, копилка. И даже можно завести счет в банке, где будут храниться только его деньги. Таким образом дети могут познакомиться понятиями «банк», «счет», «наличные», «безналичный расчет».
9-12 лет
В этом сознательном возрасте самое время начать рассказывать ребенку о том, как правильно покупать товары в магазине. Можно взять его с собой и показать, что нужно обращать внимание на ценник, содержание продукта и его качество. Объяснить ребенку, что бывают разные бренды-производители. В качестве эксперимента можно, например, купить туалетную бумагу известной марки, а через какое-то время – более бюджетной и простой. А потом сравнить покупку и подумать вместе о том, какой из двух вариантов стоит купить и при каких обстоятельствах. Например, что важнее – комфорт или возможность сэкономить? Знаменитая русская поговорка «копейка рубль бережет» как раз подходит для данного разговора, можно растолковать ребенку ее значение и познакомить с тем, что значит экономить, когда и как это стоит делать.
Еще в этом возрасте можно научить ребенка выручать деньги из уже ненужных вещей для того, чтобы использовать их для покупки чего-то нового. Например, провести ревизию игрушек, гаджетов, одежды и предложить продать не актуальные больше вещи через интернет. А вырученные деньги отдать ребенку, чтобы он сам решил, как хочет их использовать.
Отличный вариант семейного досуга — «Монополия». Это возможность рассказать про бизнес, вложения и многие другие вещи через невероятно увлекательную игру.
13-15 лет
Самое время узнать, что такое бюджет и зачем он нужен.
Познакомьте ребенка с вашим семейным бюджетом, а еще лучше — после объяснений попросите его помочь вам составить его на будущий месяц с учетом его собственных потребностей и трат. Объясните ему разницу между «хочу» и «необходимо». «Я называют это игрой в картофель под соусом – говорит Перл, — Картофель – это то, что нам необходимо есть для того, чтобы не умереть с голоду. А соус просто делает его вкус лучше, но не является необходимым». Конечно, лучше всего объяснять это на примере семейного бюджета и семейных потребностей и желаний.
Также важно дать ребенку возможность начать зарабатывать. Это может быть помощь соседям, за которую они готовы платить. Предложение услуг через интернет – например, если ребенок умеет хорошо фотографировать. Даже банальная работа раздатчиком листовок или курьером. Постарайтесь дать ребенку возможность проявить самостоятельным – и осознать соотношение суммы денег и вложенного труда, чтобы эти деньги заработать.
16 лет и старше
Когда вроде бы ребенок уже много знает о деньгах, тратах и даже о том, как можно эти деньги заработать, самое время подумать о том, что сделать, чтобы он на этой теме не зациклился. Например, важно рассказать ему о волонтерской работе и благотворительности. Предложить вместе поучаствовать в каком-либо проекте. Договоритесь, что маленькую часть своих и его доходов (одинаковый процент от разных сумм) будете переводить на счет выбранной благотворительной организации.
Поощряйте желание ребенка зарабатывать, главное – не забудьте на своем примере показывать, как разумно распоряжаться деньгами. Можно долго озвучивать детям полезные истины, но если слова и поступки родителей расходятся, дети будут копировать поведение взрослых, а не следовать их словам.
Автор: Ольга Боровских