Накануне замечательного праздника Дня учителя мы пообщались с удивительной женщиной и преподавателем онлайн-школы «Игра в каллиграфию», создателем неповторимой методики обучения письму без слез и принуждения. Настя Камаева — многодетная мама, писатель и художник-каллиграф. Настя с удовольствием поделилась с нами своими достижениями и впечатлениями.
Поделитесь с нашими читательницами, как возникла идея создания школы игры в каллиграфию ?
Онлайн-школа возникла сама собой, по запросу моих друзей из соцсети. Благодаря моему личному опыту и результатам моих детей.
Старшей дочери Славяне было почти 8 лет и она все еще писала печатными буквами. Очень крупно, неровно, медленно, без особого энтузиазма и только при острой необходимости. Писать прописные буквы в разлинованной тетради она не хотела совсем. Это было сложно, скучно, и не интересно.
Мне же хотелось чтобы, обучение было желанным. Я озадачилась: как заинтересовать ребёнка? Головой я понимала: чтобы научиться писать красиво, нужны регулярные тренировки, кропотливая работа, концентрация, терпение, усидчивость. Но без качественной мотивации и любви к этому делу ничего не выйдет. Поэтому именно с любви мы и начали.
И с поиска смысла для ребенка! Я выбрала другой путь — через игру и творчество. Мы исследовали мир букв, обсуждали различные шрифты, создавали свои собственные, тестировали разнообразные инструменты и материалы, создавали готовые работы. Задания я придумывала сама и адаптировала взрослые курсы под детей.
Так после года игры в каллиграфию получились удивительные результаты, которыми я поделилась в соцсети. А затем была создана онлайн-школа, где мы влюбляем детей в письмо, а родителей в детей!
Насколько нам известно, каллиграфия — это очень серьезная наука. В чем состоит суть ваших занятий? Чем они отличаются от традиционного написания палочек и крючочков?
Да, каллиграфия сама по себе сложна и требует сил. Просто заменить письмо в школьной прописи на каллиграфическую пропись пером — не рабочий вариант.
Я решила показать детям мир письма целиком. И под словом “письмо” я понимаю не только привычное написание чего-то на листе, но и создание графических авторских открыток, интерьерных работ на стену, дизайнерских принтов, вывесок. Каллиграфия — это искусство красиво писать, и применять его можно где угодно.
“Игра в каллиграфию” отличается от “палочек и крючочков” тем, что их у нас нет, мы сразу создаем готовые работы со смыслом, а регулярная практика становится просто частью процесса.
Почему вы назвали свои занятия именно «игрой в каллиграфию», а не просто каллиграфией?
Мы именно играем в каллиграфию! Проект появился как решение проблемы. Не было ни одной методики, курса, подхода, который помог бы детям полюбить письмо, справиться с сопротивлением и отторжением. Увидеть, почувствовать и понять, что это интересно.
Вначале мы показываем смысл письма, именно детский смысл, параллельно активируем интерес и вдохновляемся процессом, затем расширяем границы видения и изучаемого предмета, и только после этого переходим к погружению в предмет, изучению теории и выходим на путь мастерства.
Детям не нужна каллиграфия, им нужна игра. Мы говорим на их языке.
Обучение красивому письму не всегда дается легко и просто. Какие трудности возникают у родителей и их детей при освоении вашей методики?
Один из принципов “игры в каллиграфию”: есть задача — найди решение. Вы правильно задали вопрос. Трудности возникают именно у родителей, больше психологического характера. Как дать свободу детям в творчестве, как не ставить рамок и границ в ходе выполнения заданий, а наблюдать и прислушиваться к мнению и желаниям детей?
Вопросов возникает много и мы решаем их в процессе. Для родителей есть специальная закрытая группа и прямые эфиры каждую неделю, есть полезные статьи и рекомендации. В результате все проблемы становятся просто задачами с множеством решений. В курсе мы вместе с родителями учимся корректному отношению и умению преодолевать преграды на пути, и своим примером показываем детям, что жить и обучаться можно вот так.
Вы ведь не просто играете, а обучаете детей красивому письму в игровой форме. Какие самые запоминающиеся подарки и поздравления Вы получали в день учителя от своих учеников?
Я не учитель в привычном понимании. Даже внутри курса все мастер-классы и видео записаны со Славяной и Султаной, это мои дочери 10 и 6 лет. Дети учатся у детей , и это еще одна особенность курса. Девочки выступают в роли вдохновителей и мотиваторов. Я лишь направляю и помогаю родителям.
Подарки я получаю каждый день в виде работ и историй учеников курса. Радостных событий и достижений, сложных вопросов, тогда мы можем найти решение вместе. Сам процесс и активное участие родителей радует меня больше всего!
Есть ли у вас любимчики среди учеников?
Да — это родители! Для меня каждый, кто пришел попробовать новый путь, кто не побоялся изучать и открывать что-то иное для себя, выделили время и готов сам стать учеником, чтобы помочь своим детям, каждый из них удивителен! Я восхищаюсь ими и радуюсь, что наша команда растет.
Мы уверены, что столь успешная методика не может не иметь последователей. Какое напутствие Вы бы могли им дать?
Люби то, что делаешь, и делай то, что любишь. В каждый момент времени вы делаете правильный выбор, единственно правильный в этой ситуации и в этих условиях. Этот выбор вас приводит куда-то. Отсюда вы можете оглянуться и проанализировать, что можно было сделать иначе и дальше делать выбор снова. В другое время вы можете поступить по-другому и это тоже будет правильно. Находите новые решения, пробуйте их и делайте свои выборы без осуждения. Пусть все складывается наилучшим образом.