Для любого родителя ребенок — самое большое счастье в жизни, поэтому мама и папа всегда желают для него самого лучшего. Но что делать, если твой ребенок не такой, как другие? Он плохо видит или слышит, с трудом ходит или ноги вовсе его не слушаются? Несмотря на это не все родители готовы «запереть» своих детей в специнтернат, многие наоборот хотят, чтобы их ребенок учился в общеобразовательной школе вместе с остальными детишками. Мы расскажем вам о том, как учатся необычные дети в обычных школах.
Программа инклюзивного образования, позволяющая особенным детям учиться в самых обычных общеобразовательных школах, действует в России с декабря 2012 года. Но сказать проще, чем сделать, поэтому дети с особенностями развития и их родители вынуждены подстраиваться под общий процесс обучения.
Не все школы готовы принять этих детей
По идее общеобразовательное учреждение для ведения такого рода обучения должно иметь в своем штате соответствующих специалистов: дефектологов, психологов, тьюторов. На самом же деле этих людей либо очень мало, либо совсем нет, поэтому школа просто физически не способна обеспечить ребенку соответствующие условия для комфортного получения знаний.
Включение в общий процесс обучения
Сначала особенные ребята занимаются в «ресурсных» классах по индивидуальной программе,совместно разработанной тьюторами, психологами и логопедами-дефектологами. Потом они эпизодически начинают подключаться к общему учебному процессу. Конечно, их нагрузка отличается от обычной: количество выполняемой работы рассчитывается индивидуально для каждого ребенка. Если потребуется, рядом с особенным ребенком окажется специалист-тьютор, который некоторым просто необходим для подробного разъяснения всех действий. Каждый ребенок справляется с заданиями по-разному, но оценивается результат также по индивидуальной шкале — это зависит от личных достижений ученика.
Важность социализации особенных детей
Надежда Склокина, педагог по подготовке к школе детей с синдромом Дауна Центра сопровождения семьи фонда «Даунсайд Ап», говорит о пользе вовлечения особенных детей в общеобразовательные процессы:
«Такая форма инклюзивного образования полезна тем, что ребенок находится в социальной экосистеме — он может заводить знакомства, общаться с другими детьми, ходить вместе с ними обедать, играть, и при этом ему обеспечена постоянная поддержка специалиста. Это принципиально важно для адаптации особенных детей, поскольку, изолированные от внешнего мира в условно коррекционных школах, они впоследствии испытывают трудности в коммуникации с другими людьми. Ребенок же, который интегрируется в общую среду, гораздо лучше адаптируется, развивается, учится общаться со сверстниками, у него больше шансов найти свое место в обществе и жить полноценной жизнью».