Даже если вы пока еще не стали матерью, то наверняка слышали в новостях об исчезновении детей то в одном уголке мира, то в другом. Да чего уж греха таить? Это, порой, происходит на соседней улице. А все потому, что дети легковерны и наивны, именно поэтому посторонним не составляет труда увести их с площадки у матери из-под носа, посулив угощение или милого питомца. Руководитель Академии детской безопасности Safekids, детский психолог и тренер по безопасности Ольга Бочкова поведала нам секреты обучения детей безопасности, важности родительского участия и главных ошибках в процессе обучения.Многие мамы приходят к профессии через эмоции, связанные с их детьми. У вас тоже так было? Расскажите нашим читательницам об Академии. В чем она заключается?
Три года назад в вагоне метро незнакомый мужчина начал улыбаться, подмигивать и строить смешные гримасы моей маленькой дочери. Я обратила внимание на то, что малышка откликается на контакт взрослого. Потом мужчина сделал жест, предлагая дочке пойти к нему на руки, и она потянулась ему в ответ. Тогда я отвлекла дочь и поспешила перейти в другую часть вагона.
Моя обеспокоенная материнская фантазия дорисовала картину в самых мрачных тонах. И тут я поняла, что должна озаботиться безопасностью своего ребёнка, пока доверчивость делает ее уязвимой. Начались поиски специалистов по обучению детей навыкам безопасности, но результаты были печальны. Мы с дочкой (на тот момент ей было почти 4) даже посетили один из предлагаемых тренингов продолжительностью 50 минут. За это время, по мнению организаторов, ребёнок должен был усвоить весь материал. Тренинг был проведен формально и больше напоминал спекуляцию на родительских тревогах.
И тогда я начала разрабатывать собственную программу по обучению детей правилам безопасности. Вдруг стало понятно, что именно в этой работе все мои ранее приобретенные навыки — педагогическое образование, диплом психолога, недирективного игрового терапевта, опыт работы медиатором в области урегулирования конфликтов, а также практика в детской психологии — сложились в единый пазл. После создания первых тренингов я просто начала углублять знания в каждой области: отучилась в Америке, получила подготовку спасателя.
Вы говорите, что часа для одного тренинга мало. А сколько же длится один курс в вашей Академии?
Курс сейчас длится 5 занятий, каждое занятие – это отдельная тема, но все связано воедино общей концепцией безопасности. В него входят личные границы, дистанция с посторонними, право сказать «нет», кричать в опасности, применять четкую инструкцию в угрожающих ситуациях.
Для школьников планируется расширение блок про буллинг, так как есть запросы как от родителей, так и от самих детей на более глубокую проработку этой темы.
Бывает ли так, что ученики проходят курс повторно, или все-таки одного раза достаточно?
Да, случается так, что наши ученики возвращаются, освежая знания, или проходят курс в новой возрастной категории. Это нормально, дети за лето забывают таблицу умножения, которую учат в течение года, что остается говорить о навыках, не применяемых ежедневно?
Насколько нам известно, обучение в вашей Академии проводится для разных возрастных категорий. Совсем маленькие дети всегда приходят в сопровождении родителей, насколько важно их участие при обучении безопасности?
Не просто важно – жизненно необходимо. Родитель – человек, у которого и через которого ребенок учится всему. Родители у нас также учатся, как и дети. Например, они не понимают, как отличить знакомого человека от постороннего. На словах кажется, что просто, а на практике – путаются и нас, тренеров, считают знакомыми. Родители не знают, как научить ребенка не уходить с незнакомым и пугают детей, специально теряют их, рассказывают жуткие подробности того, что с ребенком может произойти, а ничего из этого не сработает, если незнакомый просто представится ребенку по имени – и вот он уже друг. Масса ошибок совершается в основном родителями.
Мы знаем, что обычная подача информации в виде лекции неинтересна маленьким непоседам. В каком формате проходят ваши тренинги?
Для формирования навыка жизненно необходимо моделирование ситуаций и их обыгрывание, 70% тренингов построены именно в таком формате. Также со школьниками отлично идет постановка проблемных вопросов, которая и вскрывает основные пробелы в знаниях. Достаточно задать вопрос: надо ли соблюдать правила безопасности с родителями? Дети кричат (не подумав, на самом деле) «ДА!!!» Дальше спрашиваем: «А разве родители вам угрожают?» И тут возникает пауза, потому что дети в ступоре, родители, кстати, тоже. По логике вещей правила надо соблюдать, но какие, как – непонятно. Вот тут и начинается обучение, привлекается внимание детей, вовлекаются взрослые.
Какие, на ваш взгляд, самые основные ошибки родители и дети совершают в процессе обучение?
- Они не верят, не попробовав иначе;
- Не практикуются — просто повторяют вслух правила, а безопасность — это навык, его необходимо нарабатывать действием;
- Отсутствует последовательность в соблюдении правил;
- Родители сами не соблюдают те правила, которым хотят научить своих детей.
Какие советы вы могли бы дать нашим читательницам, желающим обучить детей безопасности в окружающей среде?
Помните, что безопасность – это не только отсутствие опасности, но еще и культура поведения и отношения к себе. Сделайте ее частью своей жизни. Учите детей думать, сомневаться, сохранять свои границы, отличать вежливость от знакомства, не геройствовать в опасных ситуациях, тренируйтесь, просвещайте их по теме, от многих опасностей можно уберечься просто будучи предупрежденным.
Помните, что главные ошибка многих людей:
1. Считать, что «со мной этого не случится»,
2. Недооценивать опасности.
Простое соблюдение правил независимо от обстоятельств убережет любого человека.