Спускаете половину зарплаты, не успевая дойти до дома? Эксперты уверяют: на то есть психологические причины.
Даже если мы отчетливо понимаем, что обязаны грамотно контролировать свои финансы, мы все равно порой совершаем лишние траты. И вот почему:
Немедленные вознаграждения
Вы когда-нибудь были настолько голодны, что решали заскочить в ближайший Макдоналдс вместо того, чтобы приготовить дома здоровый ужин? Или заказывали в ресторане очередной бокал вина, зная, что завтра, скорее всего будете мучиться от похмелья? В психологии такое явления называется «отсроченным вознаграждением». Вы предпочитаете получить что-то приятное для себя сию секунду и не ждать более перспективных предложений. Тот же самый эффект работает и с деньгами. Люди, которые постоянно выбирают отсроченные вознаграждения, более склонны к спонтанным тратам.
Принцип дефицита
Чем менее доступна вещь, тем более желанной она становится. Этот принцип, работающий еще со времен Адама и Евы, хорошо был освоен маркетологами. Изучая товары со скидками, мы испытываем серьезное давление – даже если у нас нет острой необходимости в том, чтобы купить эту вещь, нас начинают одолевать мысли о том, что мы можем упустить выгодное предложение.
Ошибка невозвратных затрат
Часто мы принимаем ошибочные решения о своих расходах, учитывая деньги, время или усилия, потраченные в прошлом. Пример: полгода назад вы заплатили большую сумму за оформление абонемента в спортзале. Возможно, за это время вы уже остыли к спорту. Тем не менее, вы продолжаете платить ежемесячные взносы за сохранение абонемента, даже если прогуливаете тренировки, руководствуясь тем, что в противном случае вы потеряете свое членство в фитнес-клубе. Здесь нужно понять, что вы в любом случае не вернете свои деньги за оформление абонемента, независимо от того, ходите вы на тренировки или нет. Так почему бы совсем не отказаться от членства, если вы поняли, что вам это больше неинтересно?
Эффект «якоря»
Увидев уцененный в половину товар, мы редко побеждаем соблазн обойти его стороной. Этим трюком успешно пользуются маркетологи, завышая цены и намеренно устраивающие «скидку». Перечеркнутые нули действуют на нашу психику магическим способом: покупая товар за 500 рублей вместо 1000, мы больше думаем о тех 500, что мы сэкономили, чем о тех, что потратили.
Социальное содействие
Психологами доказано, что человек, соревнующийся в беге с другими людьми, может двигаться гораздо быстрее и быть более выносливым. Тот же самый принцип работает и в торговле, например, на аукционах. Присутствие других людей заставляет вас тратить больше, чем вы планировали отдать. Такой же эффект достигается и во время Черной Пятницы. Огромные очереди в магазинах, а также зашкаливающее количество выгодных предложений, заставляют нас свернуть в ближайший торговый центр после работы и сделать несколько ненужных покупок.
Как научиться грамотно управлять своими финансами, не попадаясь в маркетинговые ловушки? 5 секретов от богатейших людей мира можно узнать здесь.