Командир бомбардировочного полка, герой Советского Союза и опытный штурман — Марина Раскова была кумиром эпохи. Сейчас эту подтянутую девушку назвали бы отъявленной феминисткой: она не боялась «мужской» профессии летчика и верила, что женщины могут защищать страну не хуже мужчин.
Опера vs Авиация
Марина росла в интеллигентной семье: отец был артистом оперного театра, а мать преподавала французский. Ее воспитывали как будущую певицу — девочка училась в детском отделении консерватории. Планы разрушил случай: отец погиб, сбитый мотоциклом. Карьера артистки оказалась невозможной, но со временем в девочке проснулся интерес к химии.
В 16 лет девушка начала работать лаборанткой Бутырского химического завода. К работе относилась с трепетом: «Я так полюбила завод, что его котлы наполняют мою душу» — записала она в дневнике. Через год котлы изменились на аэронавигационные приборы: Марина перешла в лабораторию Военно-Воздушной академии. 1930-ые годы в СССР были временем авиационной романтики — неудивительно, что впечатлительная Марина стала увлекаться самолетами.
В 22 года девушка получила специальность штурмана, окончив на «отлично» институт гражданской авиации. Вскоре Раскова получила важное задание: прокладывала воздушную трассу Одесса — Батуми. Марина осталась в восторге: сильный ветер, опасные скалы, ненадежность самолета только подстегнули ее к работе. Возможно, ею руководило желание доказать миру, что в небе женщина может сделать гораздо больше, чем на кухне.
Вместо сердца — пламенный мотор
После девушка стала обучать офицеров основам летного дела и тактике воздушного боя. Но на этом сердце Марины не успокоилось: она выпросила разрешение у руководства на прохождение учебы в школе летчиков. После окончания Раскова приняла участие в первомайской демонстрации (естественно, за штурвалом) и стала участником дальних перелетов, последовательно совершая мировые рекорды. В 1938 году стала первой в стране женщиной-штурманом в военной авиации.
«Звездным» перелетом для Расковой стал маршрут Москва — Дальний Восток в составе женского экипажа. Перелет должен был демонстрировать отвагу советских летчиц. Задача была перевыполнена: горючее закончилось еще до прибытия в аэропорт, и пилот скомандовала Марине прыгать с парашютом — кабина штурмана находилась в в передней части самолета, и при аварийной посадке Раскова могла погибнуть.
Алехандро Иньярриту мог снять об этом фильм не хуже «Выжившего» — Марина 10 дней пробиралась к спасателям сквозь тайгу, вооруженная лишь револьвером, парой плиток шоколада и смелостью. За проявление мужества Раскова получила звание Героя Советского Союза.
Ночные ведьмы
Летом 1941 года Марина Раскова начала добиваться разрешения на формирование женской боевой части. Особенностью полков Расковой стал полностью женский состав: от пилотов до поваров — все здесь были женщины. По инициативе Расковой были созданы истребительский и два бомбардировочных полка: ночной полк немцы прозвали «ночными ведьмами».
Погибла Раскова по пути на фронт: ее самолет разбился из-за сложных метеоусловий неподалеку от Саратова. Это произошло 4 января 1943 года — день победы она не увидела. Сейчас прах Марины Расковой захоронен в Кремлевской стене, а ее именем названы улицы разных городов бывшего СССР.