Помните, как в пятницу коллекционер купил знаменитую картину Бэнкси «Девочка с шаром», а она самоуничтожилась? Спустя несколько часов художник показал в Instagram, как встроил в раму шредер на случай, если его работу выставят на аукцион. Эта шуточная выходка — не первый перфоманс Бэнкси в истории современного искусства.
Впервые художник решился «потроллить» общественность в британской Галерее Тейт. Замаскировавшись под сотрудника музея, Бэнкси повесил одну из своих работ в выставочном зале. На картине был изображен пейзаж, перемотанный полицейской лентой. Прежде, чем музейные работники заметили что-то неладное, картина успела стать частью экспозиции на несколько часов. Своим перфомансов Бэнкси хотел сказать, что население Великобритании потеряло чувствительность к преступлениям из-за постоянного муссирования криминальных тем в прессе.
Галереи Тейт художнику было недостаточно – Бэнкси решил покорить Лувр. В музей он тайно пронес свою версию «Улыбки Моны Лизы». Позднее скандально известная работа была продана на аукционе за 56 000 фунтов стерлингов.
В Музее естествознания в Лондоне Бэнкси разместил чучело мыши с рюкзаком и микрофоном в лапках и подписал экспонат следующей фразой: «Наше время придет». Гениальному Бэнкси снова удалось идеально вписать свою работу в обстановку музея. Очевидцы сообщают, что видели, как персонал музея подходили к экспонату, проверяли, правильно ли он установлен, и, не заметив ничего странного, уходили.
Однажды Бэнкси решил подшутить над Пэрис Хилтон. Он собственноручно подменил несколько сотен дисков ее нового альбома «Paris». К голове певицы художник-хулиган приклеил собачью, а треки заменил примитивными битами, периодически прерывающимися фразой Пэрис «Это круто!».
Один раз репутации Бэнкси угрожала серьезная опасность. На художника ополчилась армия гринписовцев. Дело в том, что на одну из своих первых выставок в Лос-Анджелесе Бэнкси привез настоящего индийского слона и раскрасил его в цвет обоев в выставочном зале. Перфоманс назывался «Слон в комнате». В английском языке существует созвучная идиома, означающая очевидную проблему, которую все стараются избегать. Защитники животных возмутились жестокостью художника по отношению к животному и начали требовать от правительства принятия серьезных мер. Но пока гринписовцы оформляли необходимые бумаги, пытаясь доказать вину Бэнкси, выставка подошла к концу.
В этом году работы легендарного уличного художника были выставлены в Москве. Но и здесь не обошлось без скандалов – ведь сам Бэнкси об этом не знал. За просмотр своих работ художник никогда не берет деньги. О том, чем закончилась эта история, мы подробно писали этим летом.