Многие спрашивали меня, почему я не пишу о Met Gala, ведь там так много интересных образов. Мне кажется, что тема бала в 2017 году оказалась слишком сложной и в буквальном смысле невыполнимой для медийных персон. Вам уже стало интересно узнать тематику вечера? Ей стали работы Рей Кавакубо для Comme des Garçons.
Дизайнеры типа Рей Кавакубо относятся к числу творцов, которые обгоняют время. Таким качеством можно было наделить и Александра МакКуина. Они оба гениальны в своей ипостаси, и помимо гениальности их общей чертой выступала жизненная необходимость заключить в образе или костюме концепт, высказывание, какие-то эмоции. И замысел этот становился для творчества бьющимся сердцем, которое смогло оживить и увековечить их работы, переквалифицировав категорию «мода» в категорию «искусство».
В коллекциях Кавакубо нет воспоминаний о путешествиях или экскурсов в историю, как нет в них и оглядки на работы коллег. Она — неутомимый новатор. Рей всегда ставила перед собой цель показать сущность человека, не отталкиваясь от внешней оболочки. Именно поэтому ее работы беспрецедентны: они не имеют рукавов, линий талии, вырезов или даже ткани. Так, коллекция осень-зима 2017 была сделана с использованием промышленных материалов, а не текстиля. Одежду, которую создает дизайнер и одеждой-то нельзя назвать, потому что это арт-объекты, это творчество чистой воды, которое успешно сосуществует с бизнесом и прибылью.
Конечно, все прекрасно понимают, что Кавакубо стала популярной, благодаря не только сложным формам, но и их истории. Людям интересно творчество только того, чей взгляд на мир им кажется интересным. И в этом случае глубина Рей непостижима, она сумела преподнести миру свою историю. При этом она не лишена рационализма, и делает деньги на продаже базовых вещей. В качестве справки стоит отметить, что Comme des Garçons — узнаваемый бренд, чья ежегодная прибыль составляет 280 миллионов долларов. «Мода — это то, что ты связываешь с собой, надеваешь на себя, и только в этом взаимодействии рождается смысл. Без использования вещей по назначению в них нет смысла, в отличие от предметов искусства. Мода — это то, что люди хотят сейчас же купить и носить, мода — это всегда «сейчас», утверждает дизайнер.
Анализируя ее творчество, мы можем прийти к двум полярным тезисам, которые могли бы отразить участники Met Gala 2017. Они могли бы передать виденье Рей сквозь призму своего собственного стиля, с чем прекрасно справилась Рианна. И здесь важно было посмотреть творчество одного, впитать его, осмыслить и выдать не плагиат, а свои собственные мысли на эту тему. Понимаете? Каждый человек на Met Gala должен был ответить на вопрос «Что хотел сказать автор?», а не пересказать сюжет книги. Поэтому одни в одежде Рей подверглись осуждению, а другие — поднялись на пьедестал. Никому не интересен сюжет, если в нем нет собственной мысли.
Несмотря на это, была и другая возможность для самовыражения, на мой взгляд, более простая. Ей стала тематика новой концептуальности, которая заключается в том, о чем все забыли, о простоте. Моды, эпатажа и лоска стало слишком много, поэтому оболочка должна быть жизнеспособной, она не должна отвлекать нас от сути. Похоже на базовые принципы буддизма но, возможно, в этом и есть смысл. И здесь, возможно, вам не понравится, но даже Ким Кардашьян в своем простом белом платье попала в самое яблочко.
Одной из самых обсуждаемых персон вечера стала Кара Делевинь с ее серебряной головой. И здесь можно сказать, что этот сверкающий череп отразил, чуть ли не целое поколение людей, которые не имея возможности выразиться прибегают к макияжу, швейной машинке и покупке дешевых украшений. Мы модные, не потому что у нас есть деньги, и мы модные, не потому что у нас есть мода, мы такие – потому что мы сами создаем собственный стиль, который и двигает индустрию. Наступило время, когда на мир могут влиять обычные люди и это важно.
Что касается интересных выходов, можно отметить Грейс Хартцель, которая повторила макияж с показа, совместив его с черным костюмом от Christian Dior. Это было интересно и не вульгарно, это то, что я хотела бы видеть и на других гостях.
Met Gala 2017 должно было стать мероприятием размышления, приуроченным к тому, что Бал Института костюма и сопутствующая ему выставка посвящены не какому-то абстрактному тезису, а вполне конкретному человеку — Рей Кавакубо. И это вторая персональная выставка, заставшая своего героя при жизни. В итоге, мы получили очередной сбор гостей в красивых платьях, которые совершенно не соотносятся с тематикой вечера, а еще множество мемов, что уже показательно. То есть мы получили то, от чего всегда стремилась сбежать сама Рей.
Не кажется ли вам это абсурдным? С таким же успехом, мы могли бы посещать свадьбы в офисной одежде. И такое происходит только тогда, когда мы не понимаем смысла слова «свадьба».
Закончить этот текст на позитивной ноте никак не получится, потому что Met Gala 2017 вызвал у меня только тоску. В качестве финальной фразы отлично подойдет цитата Рей: «Мне не очень нравится современная мода. Меня пугает, что людям больше не нужны «сильные» вещи, что у нас не существует каких-то групп единомышленников, что все чувствуют себя «выгоревшими», что люди хотят дешевую одежду и не против быть похожими друг на друга. Огонь творчества охладевает, энтузиазм и страстная злость, потребность перемен и перманентного сотрясения существующего статуса кво сходят на нет».