Путешествуя по разным городам России, удивляешься насколько каждый из них отличается своей особой уникальностью, будь то архитектура, национальная еда, ремёсла или другие промыслы. В Вологде, например, находится Музей кружева, где собраны лучшие образцы кружевоплетения. В музее мы случайно попали на выставку «Листая свадебный альбом…», посвященную изменению свадебной моды и традиций в зависимости от эпохи и настроения того времени. Удивительно, как некоторые вещи утрачивают своё значение или, наоборот, возрождаются из прошлого. Мы заходим в первый зал и перед нами оживает картина другого времени. Как будто ты нашёл старый бабушкин сундук, в котором лежат самые ценные и дорогие сердцу вещи с самого важного дня свадьбы. Делюсь с вами интересными фактами и фотографиями, сделанными в музее.
В крестьянской традиции брак имел ключевое значение и для женщин, и для мужчин. Считалось, что к 16-17 годам девушка и к 18-19 годам юноша уже готовы создавать свою семью. В это время родители жениха активно начинали искать ему невесту, и мнение юноши не всегда учитывалось. К свадьбе готовились основательно: устраивали смотрины, собирали приданое. В целом, свадьба проходила в три этапа: предсвадебный, само торжество и послесвадебный. Последний день перед свадьбой именовался девичником. Ему придавалось особое значение — невеста порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом. В день свадьбы совершались ритуалы, подготавливающие молодых к свадьбе. Юридическую силу браку давало венчание.
Если в наше время белый цвет свадебного платья считается основным, то в середине 19 — начале 20 века можно было встретить невест в самых различных по цвету нарядах. Лучшими вариантами считались бежевые, кремовые и светло-серые платья.
В первые десятилетия советской власти политика нового государства была направлена на разрушение многих традиций, существовавших в обществе до революции 1917 года. В советском быту символику свадьбы стали определять кодексы о браке и семье. В качестве ритуала, который должен был соперничать с церковным бракосочетанием, выступили, так называемые, «красные свадьбы». Инициатива по их созданию и внедрению принадлежала комсомолу. Такие свадьбы напоминали, скорее, театрализованное политизированное действо, чем традиционную церемонию. Брачующиеся специально отказывались от традиционной свадебной одежды и религиозных атрибутов.
В условиях военного времени государство уделяло особое внимание семейно-патриархальным ценностям. Однако в военное и послевоенное время свадьбы в СССР стали играть скромные, и простые платья пришли на смену пышным белым нарядам. Из воспоминаний о свадьбе 1944 года: «Вместо белого платья с фатой на мне было голубое. На дворе была ранняя весна. Но солдаты ухитрились вручить мне целый букет полевых цветов. Специально для нас с мужем устроили ужин в офицерской столовой, но с простой солдатской едой — супом да кашей.»
С 1950 года формой заключения брака официально стала регистрация в загсе. Свадебное платье было максимально простым по фасону и покрою, чтобы его можно было надеть, как праздничное и после свадьбы.
В конце 1960-х — начале 1970-х появилось такое понятие как «комсомольская свадьба» и означало обычную студенческую свадьбу в общежитии, без многочисленных гостей и дорогих нарядов. К 70-м годам становятся обязательными такие традиции, как посадка дерева, поездка по памятным городским местам, возложение цветов к Вечному огню. В 1980-х в свадьбу снова начали вводить народные элементы: выкуп, встречу с хлебом и солью и т.д.
Помимо этой выставки в музее представлены современные свадебные платья с элементами кружева, которое до сих пор не выходит из моды.