В век цифровых технологий чтение книг все больше отходит на второй план, но образованные родители понимают всю важность чтения для развития малышей. Именно поэтому взрослые стараются привить своим детям любовь к чтению, но как это сделать так, чтобы не переусердствовать? Давайте разбираться вместе с педагогом-психологом Анастасией Лазиной.
Для первых шагов на пути к чтению выбирайте книги с красочными картинками и занимательным сюжетом. Впервые ребенок видит книги примерно тогда, когда научится сидеть, но для полугодовалого ребенка неинтересны напечатанные буквы. Но для того, чтобы чтение не превратилось в игру, нужно выбирать яркие красочные книги, рассказывая о том, что случается с персонажами в сюжете. Ребенок должен научиться видеть связь одного события в жизни героя с другим, таким образом он научиться выстраивать причинно-следственные и временные связи.
Читайте с выражением. Невозможно полюбить чтение без желания это делать и интереса к процессу, а дети очень хорошо считывают настроение взрослых. Поэтому когда вы читаете без интереса и удовольствия, малыш воспринимает все как должное. В результате то, что может подарить развитие, превратится в никому не нужную повинность, выполняемую для галочки. Но такое чтение не принесет никакой пользы.
Не хвалите за прочитанные страницы. Очень важно одобрять не количество прочитанных страниц, а то, насколько хорошо он понял сюжетную линию. А если чтение книг станет модным в детском коллективе, и взрослые будут хвалить детей, поощряя их стремление читать, то у малышей будет еще один стимул к чтению очередной книги.
Не гонитесь за сложными книгами. Когда родители пытаются читать детям о том, что интересует их самих, то это может принести больше вреда, чем пользы. Ребенок привыкнет воспринимать звуковую информацию, как просто звучащий вон, но при этом смысла произносимого он не сможет понять.
В современном перегруженном информацией мире ее избыток может привести к желанию отгородиться от внешнего мира и даже закончиться нервными расстройствами, вызвать пассивность и нежелание учиться в дальнейшем.
Выбирая книгу, учитывайте возраст и интересы ребенка. Если вы читаете годовалому мальчишке сказки о прекрасной принцессе, а у него на уме одни машинки, испробованные на зуб, то это превратится в пустое сотрясание воздуха. Важно, чтобы ребенок интересовался тем, о чем вы читаете. Обсуждайте с маленьким непоседой сюжет книги, включайте персонажей в игры, рисуйте их, лепите из пластилина, тогда чтение превратится в увлекательную игру.
Не превращайте чтение в«обязаловку». Принуждение чаще всего вызывает неприязнь или даже отторжение. Когда ребенок читает из-под палки, это провоцирует только негативные чувства вплоть до ненависти. Именно поэтому не нужно заставлять ребенка читать, ведь это не принесет никакой пользы, но может испортить ваши отношения с малышом и отбить любое желание взять книгу в руки.
С детьми можно и нужно ходить в библиотеку. Современные читальные залы обустроены так, что в них можно найти даже мягкие игрушки, это направлено на то, чтобы ребенок мог привыкнуть к библиотеке. Когда это произойдет, ему можно предлагать выбирать книги, показывая красочные картинки. Дети постарше могут сами выбирать себе книги, но если они испытывают затруднения, потребуется помощь взрослых.
Не заменяйте бумажные издания аудиокнигой. Чтение — это глубокий процесс, требующий погружения в сюжет и осмысление происходящего, поэтому так важно, чтобы оно происходило без постороннего шума и отвлечения на происходящее вокруг. Но если ребенок начнет воспринимать книгу на слух, руки, ноги и глаза потребуют действия. В результате ни о каком качественном восприятии сюжета не может быть и речи.