Сейчас в отношении детей есть два подхода: либо занятия тремя языками и четыре спортивных секции с полугода, либо полная свобода и отдых до школы, чтобы «дать ребенку детство». Мы долго пытались найти систему, в которой не было бы крайностей. Такой подход мы нашли в развитии интеллекта через обучение чтению… с рождения. Несмотря на такой самый ранний срок начала занятий, само обучение построено исключительно на играх с ребенком, то есть детство у учеников никто не отнимает. Автор методики — . Мы попросили его рассказать, есть ли смысл обучать чтению младенцев, не вредно ли это, и как вообще появилась эта методика.
Александр Сорокин:
Моя мама была учителем русского языка и литературы, и она точно была уверена, что ребёнка, то есть меня, всему научат в школе. Поэтому в первый класс я пошел, не умея читать. Это отставание на 7,5 лет по русскому языку сохранилось со мной на всю жизнь, ежедневно доставляя мне много неприятностей, а иногда и страданий.
Из-за того, что меня не научили рано читать, я был неуспешен в школе. По языкам мне «ставили 3, а в уме 2», — это учителя сами так говорили. При этом они не объясняли мне, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию.
До сих пор я постоянно испытываю трудности в письменном общении с людьми – делаю ошибки. Но это бытовые трудности. Проблема лежит намного глубже.
Если человек не имеет навыка чтения, можно смело говорить, что он не владеет письменным русским языком, со всеми вытекающими из этого последствиями. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. То есть через чтение развивается способность мыслить, это нужно любому человеку, чем бы он ни занимался, когда вырастет.
Когда мы с женой Ларисой были молоды и готовились стать родителями, нам очень хотелось, чтобы наши дети были развитыми и физически, и умственно. Если с физическим развитием было всё более-менее понятно, то про интеллектуальное развитие в 1980-ом году задумывались немногие. Было непонятно, что делать, как и когда начинать заниматься с дочкой Светой, какой будет результат.
Мы начали поиски ответов на наши вопросы, нашли книги Лены и Бориса Никитиных, их идеи нам очень понравились, но мы продолжали искать дальше. Потом мы нашли подтверждение, что иудеи уже 5000 лет занимаются интеллектуальным развитием с рождения через обучение чтению. Так мы вышли на раннее интеллектуальное развитие ребёнка через то, чтобы учить его читать.
Те из наших знакомых, кто практиковал обучение чтению, на вопрос «как» дали очень глубокий ответ: «с любовью». Но вот технические нюансы пришлось выискивать самим. Создавать базовые понятия, разрабатывать схему обучения. Сегодня в нашем случае мы можем говорить даже не о методике, а о системе раннего интеллектуального развития ребёнка через обучение чтению с рождения.
Наша система основана в первую очередь на обучении языку. И не просто письменному языку, а одновременно устному, письменному и понятийному языку. Мы сочетаем разные подходы разных авторов, одновременно учим и буквы, и слоги, и целые слова.
Параллельно идет развитие словарного запаса детей, и их уровня владения родным языком — то, что в начальной школе потом называют «развитием речи». Мы с женой – авторы книги и учебных пособий по нашей методике. Кроме того, недавно мы завели группу на Facebook, чтобы делиться опытом и методикой со всеми заинтересованными родителями абсолютно бесплатно.
Со своими детьми мы начали заниматься с рождения, заставили в роддоме дать грудь ребёнку сразу, что в те годы было непросто. В первый день после роддома после купания отпускали ребёнка в холодную воду и учили плавать. В доме были развешены буквы, потом слоги, а потом и слова. Мы много читали детям.
Сейчас многие пишут о вреде раннего развития. Но большинство из тех, кто кричит о вреде раннего чтения, сами научились читать до 5 лет, и детей своих учить читать начали не позднее 3-4 лет, и внуков тоже. Я бы сказал, что вредно ЗАСТАВЛЯТЬ ребенка заниматься, ругать, а РАЗВИВАТЬ с рождения – это одна из основных задач родителя.
Начинать обучение грамоте надо как можно раньше, так как чем младше ребенок, тем выше у него познавательный интерес, тем легче его вовлечь в игру, а ведь ваши занятия с ним будут носить форму игры.
Некоторые мамы пишут мне: «Я чувствую себя глупо, когда сую в лицо ребенку 3 месяцев карточки со словами. Я не уверена даже, что он может различить символы». Я понимаю этих мам. Это сложный период. Приходится долгое время вкладываться, не видя отдачи. Но разве не то же самое происходит, когда вы разговариваете с малышом? Ведь он тоже сначала не понимает вас, но постепенно учится этому. Хотя я слышал шокирующие мнения о том, что и разговаривать с малышами месяцев до 6 нет смысла, все равно не понимают.
В обучении вам придется пройти много этапов. Удивление новорожденного — познавательный интерес малыша около года — нетерпение ребенка в полтора годика— осознанный интерес двухлетнего ребенка. И дальше, и дальше. С каждым этапом вы будете понимать: то, что вы заложили в начале, дает свои плоды.
В 5 лет наш первый ребенок развил умение читать до навыка, и потом нашей проблемой было скорее убедить дочку делать хоть что-то, кроме чтения толстых книг. Нам захотелось делиться своими знаниями с другими родителями – и мы открыли «Школу раннего чтения» для детей от 3 лет.
Могу смело сказать, что не было малышей, которые не хотели бы идти в «Школу раннего чтения». Во-первых, все у нас были отличниками. Это был один из педагогических приемов, который мы внедрили у себя — запретили преподавателям ставить любые другие оценки, кроме пятерок, вне зависимости от скорости усвоения и приобретения умения читать. Во-вторых, они шли к нам именно играть. И потом еще играли в эти же игры дома. Мы пропагандируем обучение через игру — это же основная деятельность детей до школы. Просто можно играть по-разному.
Не ставьте цель научить читать ради чтения. Надо учить ради того, чтобы дети с удовольствием читали. Но все промежуточные этапы, начиная от изучения букв — это уже развитие само по себе.
Сейчас очень популярны разные «развивашки». Мамы стараются знакомить детей с цифрами, геометрическими фигурами, цветами. Все эти развивающие занятия можно интегрировать в обучение чтению. Мы с детьми складывали буквы и слоги из цветных фигурок. Мы считали количество букв в словах. Мы использовали все возможные пособия и дидактические материалы.
Развивайте так, как вам нравится. Но помните, что чтение — универсальная система. А все прочие «развивашки» дают все-таки хаотичный набор разрозненных знаний.
Как начать?
- Принять решение.
- Не бояться.
- Купить крупные буквы, лучше красного цвета.
- Быть настойчивым.
Выберите для начала 6 гласных букв А, О, У, Ы, Э, И.
Развесьте эти буквы над обеденным столом и возле кроватки. Показывайте букву и одновременно громко и четко называйте ее. Делайте это 2-3 раза в день. Просто показывайте и называйте. Каждый день.
Результат будет обязательно! Через неделю попросите ребенка показать букву А, О, У и др. Сами называйте букву, а он может или показать указательным жестом, или посмотреть в сторону названной буквы. Это значит, что ваш малыш «узнаёт» буквы. Не путайте с понятием «знает». «Знает» — это когда ребенок сам может назвать букву, которую показывает взрослый.
Когда малыш уже узнаёт 5-6 букв, можно заменить буквы на другие или добавить новые буквы. И точно так же показывайте и называйте. Постепенно ребенок начнет запоминать новые буквы всё быстрее и быстрее, пока не выучит весь алфавит.
Будьте смелы и настойчивы, но не агрессивны. Не сравнивайте! И не спешите!
Если ребенку неинтересно, значит, вы что-то делаете не так. Измените игру, стиль. Занимайтесь лучше три раза по 5 минут, чем один раз 15 минут. Не становитесь фанатиками, которые поставили перед собой цель и готовы разбить лоб, чтобы достичь этой цели.
Не соревнуйтесь и не сравнивайте ни с кем: с соседями, братьями, сестрами, друзьями. Ваш малыш индивидуален. Радуйтесь любым его достижениям.
Помните, что чтение — это самый сложный вид деятельности для маленького ребенка, даже если обучение происходит в игре. Поэтому относитесь к малышу, как к человеку, который серьезно работает.
Сейчас мы обучаем по своей методике внучку. В нашем роду теперь будет только так: родители обязаны интеллектуально развивать своих детей с рождения через суперсистему обучения чтению с рождения, это наше с женой завещание потомкам. Внучка — это уже второе поколение, которое развивается физически и интеллектуально с рождения, и её успехи бесспорны, в сравнении с предыдущим поколением. В 4 годы она будет иметь навык чтения, кроме этого, она уже сейчас занимается английским языком, а это раньше на 5 лет, чем её родители. И надо понимать, что эти дети не вундеркинды и не гении, не одаренные — это НОРМА. Но это большой серьезный труд родителей бабушек и дедушек, вложенный в своих потомков, по-другому не бывает. А вот остальное не норма.
Света Круцких в предыдущем посте спросила меня, читает ли Алёна. Судите сами. Это середина февраля, ей тут 2 года и 3 ме…
Опубликовано Светланой Шишкиной 18 мая 2017 г.