Режиссеры часто спекулируют сюжетом о взаимоотношениях родителей и их детей-школьников. Образцовая мама из кино за ночь конструирует космические корабли, печет трехъярусные торты, сочиняет поэмы, ставит спектакли, шьет карнавальные костюмы и к завтраку при этом все равно выглядит как богиня. Но это в кино, а что же в реальности? Только ли для кинокомедий характерны ситуации, когда 80 процентов сложных заданий за ребенка выполняют родители? И стоит ли вообще вмешиваться в учебный процесс и делать с ребенком (или за ребенка) домашние задания? Советы для родителей подготовил образовательный проект TutorOnline
Учите ребенка быть самостоятельным
Психологи утверждают, что именно домашняя работа помогает ребенку закрепить пройденный в школе материал и сформировать по итогу целостное знание. Более того, если ученик не привыкнет с самых первых школьных лет нести ответственность за свои ошибки, в дальнейшем ему будет очень сложно самостоятельно принимать решения, отстаивать свою точку зрения и в целом сформировать адекватную самооценку.
Очевидно, что маме не все равно, получается ли у малыша решить пример или выучить стихотворение, но стоять над душой у ребенка в процессе выполнения домашнего задания — стратегия тупиковая. Дайте ребенку понять, что вы готовы помочь, но не готовы выполнить работу за него. На просьбу сына или дочери: “Мама, реши уравнение!”, отвечайте: “Попробуй справиться самостоятельно. Ты у меня очень умный ребенок. Я в тебя верю”.
Указывайте на наличие ошибок, а не исправляйте их за ребенка
Если ребенок просит вас проверить, есть ли орфографические ошибки в сочинении, вы можете удовлетворить его просьбу. Главное — не исправлять ошибки, а лишь сказать об их наличии. После чего ученик должен сам их найти и исправить.
Очень важно помогать детям с учебой, находясь в позитивном настроении. Едких взглядов, вздохов и стенаний им хватает и в школе. Ученик, который старается заслуживает уважительного отношения, даже если совершает ошибки.
Правильно организуйте процесс выполнения уроков
Начинать делать домашнее задание лучше всего с того предмета, который ребенку интересен и скорее всего не вызовет особых затруднений. Приниматься сразу за более сложный урок не стоит, потому что ученик быстро утомится, а возможно и расстроится, и в итоге даже интересное задание будет воспринято как рутинная “обязаловка”.
Если уроков задано много, следите за тем, чтобы ребенок делал перерывы на отдых. Ни в коем случае нельзя проводить за учебниками несколько часов подряд, не отрываясь. Сделал математику — можно посмотреть мультфильм, справился с русским языком – станцуйте вместе танец маленьких утят и перекусите фруктовым салатом. Развлекайте ребенка даже тогда, когда он занимается таким серьезным делом, как уроки.
В начальной школе у школьника не должно уходить более двух часов на домашнюю работу. В 6-8 классах может понадобиться до 2,5 часов. В старшей школе, к сожалению, нашим детям приходится непросто, и уроки порой занимают до 4-5 часов.
Правильно организуйте рабочее место ребенка
Все родители знают, что уроки дети должны делать за своим собственным письменным столом. Однако нередко уравнение решается на диване, а предложение разбирается по составу вообще на коленке!
Здорово, если есть возможность организовать уютное рабочее место, которое будет представлять собой мини-кабинет для работы и творчества. Можно, например, украсить рабочий уголок грифельной доской, фотографиями, забавными картинками, мелкими, но приятными безделушками. Все эти мелочи помогут создать уютную атмосферу, а если ученик не любит делать уроки, то эстетичное рабочее место послужит своеобразным антистрессом.
Постарайтесь сформировать у ребенка культуру самообучения как можно раньше. Ученик должен привыкнуть к тому, что выполнение домашнего задания — это время без телевизора, планшета, любимой собаки, жаждущей внимания, и прочих отвлекающих факторов. Все развлечения — во время перерыва или после того, как уроки сделаны.
Лучше сам, чем лучше всех
Если, предположим, ребенок участвует в творческом конкурсе или в школе задали творческий проект, велик соблазн сделать основную работу за своего любимого ученика. Но подумайте о том, доставит ли ребенку истинное удовольствие победа, завоеванная чужими руками… И чему его научит этот опыт?
Никогда не отказывайте ребенку в помощи, но опять же не стоит путать термины “помочь” и “выполнить всю работу за ребенка”. Лучше превратите совместную подготовку к конкурсу или выполнение творческого задания в семейный праздник.
Научите дочку печь самое простое печенье, а не платите лучшему кондитеру в городе за кулинарный шедевр, который может на школьной ярмарке утереть нос… другим мамам. Детям, в общем-то, это не так важно. Предложите сыну смастерить вулкан из картона и пенопласта, а не отправляйте папу в строительный магазин за передовыми материалами. Воспитывая в ребенке дух конкуренции и лидерства, которые пригодятся во взрослой жизни, помните о том, что эта цель как раз-таки недостижима, если ребенок привыкнет пользоваться плодами труда других людей.