Маленький воришка? Обманщик? Неразумное дитя? Или жертва родительского воспитания? Когда дети начинают различать свои и чужие вещи, а также почему они берут то, что им не принадлежит, без спроса? На эти родительские вопросы отвечает Виттория Филинова, детский психолог сети частных детских садов «Интересный детский сад».
Забирая из сада трехлетнюю Машу, мама обнаружила в ее шкафчике незнакомого ранее игрушечного котенка. Он был очень маленький и лежал в самом дальнем углу, заваленный другими вещами.
— Что за котенок, Машенька?
— Мне Оля подарила.
— Вот так взяла и подарила свою красивую игрушку?
— Она сказала, что я могу забрать, если хочу!
— Давай мы этого котеночка пока отдадим воспитателю. Вдруг он не хотел уходить от своей хозяйки? Тогда нужно будет его вернуть.
В услышанном в одной из групп детского сада разговоре встает один из важных вопросов дошкольного детства – в каком возрасте ребенок начинает различать свое и чужое. А также осознает отрицательное содержание и последствия своего проступка, если он забрал чужую вещь.
Психологи говорят, что необходимая осознанность появляется у детей после трех лет, однако внимательные родители отмечают, что на детской площадке некоторые малыши, которым нет еще и двух, внимательно и ревностно следят за своими игрушками и ярко протестуют, если на их собственность кто-то посягает.
Действительно многие дети уже с самого раннего возраста наделены собственническим инстинктом. Задача родителей – грамотно влиять на желания крохи, воспитывать, объяснять, учить правилам приемлемого в человеческом обществе поведения.
Рассмотрим две крайние модели родительского поведения, результат которых — ребенок, которого впоследствии будут часто уличать в присвоении чужих вещей.
Мама бесконечно умиляется любым действиям своего малыша. Начитавшись доморощенных психологов, предоставляет ребенку полную свободу самовыражения. Действует по принципу «Он же маленький, ему все можно!» Ребенок растет с полным ощущением, что весь мир принадлежит ему, а если и не весь, то стоит подбавить эмоций, и тогда уж точно мама или папа все разрешат и организуют.
Для растущего в такой атмосфере ребенка забрать чужое так же естественно, как просто купить это в магазине. Главный двигатель любого поступка – «Хочу!».
Другая крайность — модель семейного воспитания «Ничего нельзя». Родители воспитывают малыша в строгих правилах и ограничениях, очень много поучают и по любому поводу часами морализируют. Малыш, привыкший к таким суровым рамкам, может испытывать внутреннее желание преодолеть их, сделать что-то, противоречащее законам семьи. Главным двигателем поступка здесь будет «Сделаю не так, как вы велели».
Конечно, существует еще масса ситуативных причин, вследствие которых ребенок может игнорировать правила приличия и исподтишка присваивать себе то, что ему не принадлежит. Это и просто сильное желание иметь понравившуюся вещь, и отрицательное влияние друзей, и негативные образы супер-героев кино. Однако при должном внимании родителей к подобным ситуациям и чутком отношении к воспитанию ребенка, подобное поведение легко корректируется и далее не повторяется.
Как же вести себя, если Вы видите у ребенка новую вещь непонятного для Вас происхождения?
Обнаружив у ребенка незнакомую игрушку, терпеливо выясните, откуда она. Не торопитесь делать негативные выводы — возможно, вещь действительно была подарена. В настоящее время, когда детей окружает такое изобилие игр и игрушек, ценность даже самых красивых вещей утрачивается, и ребенок, не задумываясь о стоимости, запросто может отдать товарищу что-то из своей коллекции.
Если малыш упрямо заявляет, что новая вещь – это подарок, постарайтесь найти взрослого, который может знать об этой ситуации больше. Это может быть воспитатель в группе или родители предполагаемого дарителя.
Если выяснится, что подарка не было, воспользуйтесь этой ситуацией таким образом, чтобы ребенок вынес из нее правильные уроки:
— Проведите разговор с ребенком без свидетелей. Расскажите, что другой мальчик или девочка теперь очень огорчены, потому что не могут найти свою игрушку. Припомните случай, когда у вашего малыша что-то терялось, и и он потом сильно расстраивался и долго грустил.
— Кратко поделитесь с ребенком знаниями о том, как устроен мир взрослых. Расскажите о правилах, которые очень важно не нарушать.
— Вместе придумайте, как можно вернуть вещь ее хозяину. Будьте рядом и помогите малышу преодолеть себя, извиниться. Найдите также слова поддержки для пострадавшей стороны.
— Приободрите ребенка своей уверенностью. Скажите, что верите, что он понял, как нехорошо брать чужое. И уверены — он никогда больше не повторит подобное. И действительно, искренне считайте, что так и будет.