Каждая женщина — идеальная мать. До тех пор, пока в ее жизни не появляется собственный ребенок. Но не каждая мать может остаться женщиной с идеальным чувством юмора, столкнувшись с целым миром проблем и дилемм, которые до родов казались легко решаемыми — дело-то касалось чужих детей.
А ведь именно чувство юмора — это тот компас, который порой позволяет нам, мамам, держаться на плаву и не сбиться с курса в пучине недосыпа, усталости, послеродовой депрессии и чувства собственного несовершенства. Не захлебнуться ни в волнах огромной любви, ни в неожиданном отчаянии. В День сыновей и День психолога мы представляем книгу Елены Безсудовой, талантливой мамы четырехлетнего Германа, написанную в соавторстве с профессиональным психологом и мамой троих детей Татьяной Поспеловой.
«Мама дорогая! 9 мифов о материнстве» — это шедевр, и не только потому, что книга написана легко и живо, а авторы приводят много интересных фактов, метких наблюдений, ставят острые вопросы и даже дают советы. Главное, когда переворачиваешь последнюю страницу, остается чувство легкости и воодушевления — да, я не идеальная, но я прекрасная мать и потрясающая женщина, которая как минимум, не растеряла адекватность и чувство юмора. Как создавалась книга, что в нее не вошло, есть ли жизнь после родов, и чувствует ли себя автор книги про материнство идеальной мамой, мы узнали у Елены Безсудовой.
Елена Безсудова:
По образованию я самый настоящий редактор, закончила Московский государственный университет Печати и до декрета была главным редактором женского журнала, вела активный образ жизни, писала для разных изданий, много путешествовала и была фитнес-маньяком. Не могу сказать, что после рождения ребенка жизнь круто изменилась. Я по-прежнему люблю мир, спорт и журналистику, но гораздо спокойнее отношусь и к собственному телу, и к жизни в целом – не стремлюсь быть везде и сразу.
С главным вдохновителем по имени Герман
Моему сыну четыре года, его зовут Герман. Человек с непростым характером и чувством юмора, удивительной харизмы и обаяния, с абсолютно мужским стержнем. При этом Герушка нежный и заботливый, в нем очень много любви. Завели дома котёнка, так он и кормит его, и шерсть вычесывает, и спать укладывает. До появления в нашей с мужем жизни ребёнка, новорожденных детей я видела только на картинках, а мои представления о материнстве ограничивались рекламой яблочного пюре. Перед поездкой в роддом я, конечно, изучила гигабайты литературы о выращивании младенцев и полагала, что вполне подкована в этом вопросе. Сразу же после родов выяснилось: все, что я прочитала и о процессе деторождения, и о первых месяцах жизни малыша – полнейшая туфта. Нигде не было написано даже об элементарных физиологических проблемах, с которыми женщина сталкивается, едва став мамой. Вы смотрели фильм «Секс в большом городе-2»? Как живописно там представлен рынок в Марракеше: Кэрри с подругами в ярких чалмах, расписные глиняные горшки, майбахи, остроносые туфли, как у маленького Мука, и прочая кинематографическая мелочь. В реальности марокканский рынок – безумное местечко. Ты идешь в толпе злобных берберов, которые готовы наброситься на тебя за голые плечи, прикрываешься платочком, ужасаешься виду и запаху свиных бабуш, отбиваешься от торговцев китайским ширпотребом и прижимаешь к груди рюкзак – чтобы не свистнули кошелек… Вот это похоже на материнство — как его преподносят, и какое оно на самом деле…
Пожалуй, главным открытием для меня стало то, что маленькие дети не спят 20-22 часа в сутки, как мне обещали книги для молодых родителей. Изображая материнство в самых радужных красках (стоит заметить, вполне справедливо!) никто не предупреждал о послеродовой депрессии, коликах, депривации сна и педиатрах, которые способны превратить это пусть непростое, но все же счастливое время, в филиал ада на земле. А главное – отныне и навсегда ты не просто мать, а так себе мать. Не удивительно, что как только я адаптировалась к новой реальности, то дала себе обещание – обязательно написать об этом книгу.
В новом статусе мне, как и многим новоиспеченным мамам, поначалу было непросто. Я решительно ничего не знала о детях. У меня не было нянь и «бабушек». Я регулярно вызывала Герману скорую, потому что была убеждена, что здоровый ребенок просто не может так кричать. Я страдала послеродовой депрессией, которая усугублялась унылой диетой для кормящих – мне «прописали» ее в роддоме. По привычке искала помощь в Интернете, но не находила ничего ни о послеродовой хандре, ни о целесообразности рациона из гречки с индейкой. Сплошную патоку из заверений, что нормальная женщина должна умирать от любви и нежности к новому человеку и с улыбкой акулы сцеживаться каждый час. Почувствовав себя аутсайдером, я вспомнила про Таню Поспелову, прекрасного психолога и маму троих детей. В пору, когда я была главредом журнала, она писала здравые статьи в нашу детскую рубрику. Узнав, что я в положении, Таня написала: «Если что – звони». И я позвонила. Рассказала, что очень тревожусь за малыша, стала похожа на велосипед и, когда он начинает плакать в парке во время прогулки, подумываю утопиться в ближнем пруду. Таня спросила: «А что бы хотела сейчас?» Я призналась, что мечтаю о стейке из лосося, овощном салате и чизкейке.
С Татьяной Поспеловой
— Вот иди и съешь все это, — безапелляционно заявила Татьяна. Вечером муж приехал с деликатесами, я впервые за два месяца нормально поела, у сына на следующий же день прошел живот, и наше настроение определенно улучшилось. Так Таня стала наперсницей моего раннего материнства, а позже и соавтором книги «Мама дорогая». Благодаря ее рекомендациям и поддержке (а равно, как и помощи мужа) я вскоре почувствовал себя счастливой и хорошей мамой. И женщины, которые пребывают в легком шоке от того, что «никто не предупредил», думают, что с ними «что-то не так», ищут свой уникальный материнский путь, прочитав нашу книгу, обязательно обретут уверенность в себе.
«Мама дорогая» – это не свод нравоучений, не публичная возможность выгулять белые пальто, не советы по воспитанию от гуру, нет. Наша книга – это открытый диалог обычной мамы и разумного специалиста, который не спекулирует чувствами женщины, не загоняет ее, бедную, в угол требованиями до пяти лет носить ребенка в слинге, а исключительно поддерживает, повторяя: «Дорогая мама, с тобой все нормально! Если ты счастлива, значит, ты права». Наша книга – она не про детей, она про маму, которая, что бы там не внушала ей детоцентрическая эпоха, и является самим дорогим человеком в своей жизни. Вопросы, которые звучат в каждой главе, это и мои личные вопросы, и результат исследования, которое я проводила в рамках написания книги. «Почему мой ребенок не спит и все время плачет», «Почему я не испытываю к новорожденному те чувства, о которых говорят и пишут», «Я накричала на ребенка, как не допустить повторения срыва», — вот вопросы, которые рано или поздно задает себе любая женщина. И у психолога Татьяны Поспеловой на каждый есть разумный ответ. В книге девять глав – девять мифов. Мы «вынашивали» ее ровно девять месяцев, можно сказать, что это наше общее чадо, которое развивалось в интеллектуальных и ментальных утробах. Мы очень хотели, чтобы «Мама…» стала для женщин противотревожной пилюлей, возможно, поэтому она получилась легкой и смешной. Я бы выдавала ее в роддомах вместе с детской бирочкой, как раз можно прочитать, пока малыш спит в кювезе.
С семьей
Когда «Мама…» была готова, я просто отправила ее в несколько издательств, и три из них ответили положительно буквально через неделю. Не могу сказать, что это стало для нас неожиданностью. Потому что уже в процессе написания было понятно, что это хорошая книга. Потому что честная. А там, где правда, всегда энергия, которая дает возможность пробиться чистому роднику. Затем последовал процесс редактуры, а замечательная художница Елена Грин создала идеальные иллюстрации – простые, ироничные, объемные. Через несколько месяцев книга уже была на прилавках и, кстати, вошла в топ-5 лучших книг для родителей 2017 года.
Одно издательство предложило мне написать вторую книгу — про воспитание детей. Но я подумала и решила, что не имею ни малейшего права рассказывать взрослым людям о том, как им воспитывать наследников. Во-первых, у меня нет рецепта. Во-вторых, все семьи, дети и родители очень разные, и то, что работает у одних, не получится с другими. В-третьих, я искренне считаю подобную литературу бесполезной. Да, умные книги Гиппенрейтер, Петрановской, Екатерины Мурашевой способны мягко направить, успокоить в сложный момент, но мы все равно будем воспитывать детей так, как у нас получается. Поверьте, у большинства мам, если они не роботы, 99 процентов прочитанного вылетает из головы через несколько дней. Тем не менее, я работаю над новой книгой. Она будет про отношения взрослых детей и взрослых родителей.
Я не считаю себя идеальной мамой, не пытаюсь ее быть и даже казаться. В первую очередь я – человек. И материнство – одна из моих ролей. Бывают дни, когда я играю эту роль с блеском и овациями, бывают и такие, когда на сцену лучше не выходить. И грим осыпается, и слова забыла. Тогда я вспоминаю своих родителей, бабушку и дедушку, которые воспитывали меня в такое время, когда никто не боялся ребенка «травмировать» неосторожным словом. Я просто росла, а родные были рядом. Они не были какими-то вакуумными героями, но я всегда чувствовала от них колоссальную любовь. Любовь — вот что я даю своему ребенку в полной мере. Ощущение тыла. Мы учим его быть счастливым на собственном примере. Не ломаем, но воспитываем.
Я считаю современную тенденцию быть «супер-мамой», а также сексуальной женой, идеальной хозяйкой и при этом запускать какие-то «бомбические проекты» чушью собачьей! А сколько я лично сделала материалов на тему «Бизнес в декрете», не сосчитать! Рассказываю. Девяносто пять процентов декретных стартапов, как и любые другие, ожидает крах, причем с ощутимой дырой в семейном бюджете. Многие женщины, которые «открыли что-то свое» после рождения ребенка в реальности еле сводят концы с концами и при первой же возможности снова идут работать в офис. На самом деле открывать собственный бизнес можно на любом этапе жизни. А трудиться «на дядю» – когда это вдруг стало стыдным? Есть женщины, которым нравится быть с детьми, а их спрашивают: «Ну, а теперь скажи, чем ты занимаешься?» А есть и такие, для кого декрет – почти каторга! И это тоже нормально. Или, например, заходишь в Интернет, а там сенсация – как звезда сериала Эльвира N. похудела после родов. Во-первых, кто сказал, что после родов надо срочно худеть? Во-вторых, я, например, до спортзала доползла года через два после появления Германа на свет, и ничуть этого не чураюсь. Одним словом, это вредный тренд, откровенная ложь, которая заставляет многих женщин чувствовать себя неполноценными. Делать надо ровно то, на что у тебя есть ресурс.
Мое материнство «омрачают» (вернее будет сказать «обескураживают») две вещи. Повышенный интерес общественности к этому самому материнству (вспомним берберов) и оголтелое стремление производителей детских товаров и услуг впарить мне эти самые товары и услуги (поэтому приходится крепко держать у груди рюкзачок). С первым пунктом я научилась справляться — где-то не обращаю внимания, где-то отвечаю дерзко. Со вторым сложнее. Я люблю ходить по магазинам и с радостью покупаю сыну десятую собачку из «Щенячьего патруля», потому что он их любит. Это мой выбор. А вот когда я захожу с ним в супермаркет за водой, а на входе меня атаковывают палатка с шарами, киоск с леденцами, стойка с игрушками, и сын, конечно, просит все купить, это уже наглый развод, а не выбор. Когда мне говорят, что надо непременно водить ребенка на грудничковое плавание, «развивашки», к психологу (для профилактики и, разумеется, за деньги) – это беззастенчивые манипуляции. Мне потребовалось время, что это понять.
Мой главный лайфхак – расслабиться и получать удовольствие от жизни, в которой есть ребёнок. Не стремиться быть амбидекстром и все успевать. Материнство научило меня полезным штукам. Я стала отделять главное от второстепенного и делать только то, что действительно важно в данный момент, а на остальное забивать. Так получилось, что я стала работать удаленно, когда сыну исполнилось всего три месяца. И до определенного момента не находила себе места ни на прогулках, ни на детских площадках. Все время думала, что вот сижу на лавочке с коляской или в песочнице куличи леплю, а у меня там «шведы Кемь взяли»! Но все же я научилась «отключаться» от работы, погружаться в игры и прогулки, рассматривать листья, мерить ногами лужи. Настраиваю себя так: «Сейчас мы просто гуляем, и я ни о чем не думаю. Ой, какой каштанчик!»