Каждый родитель решает для себя, сколько детей он хочет иметь. Но часто те, кто задумываются о том, чтобы завести второго подвергаются активной агитации со стороны бабушек и дедушек, а иногда и друзей. Один из наиболее распространенных аргументов «за» — это то, что единстенные дети в семье растут эгоистами. Но действительно ли это так? Давайте разберемся.
Не так давно в Хирошимском университете Китая прошло исследование поколения «маленьких императоров». Тех, кто родился в период с 1979 по 2015 год, когда в стране семьям разрешалось иметь только одного ребенка. Ученые предположили, что единственный ребенок в семье окружался таким количеством внимания со стороны родителей и родственников, что должен был вырасти избалованным эгоистом. Само исследование ученые проводили на китайских рабочих, проверяя их готовность к сотрудничеству и взаимовыручке в коллективе. Результаты индивидуальных интервью и экспериментов показали, что гипотеза ученых оказалась неверной. «Маленькие императоры» наравне с коллегами, рожденными в другое время одинаково стремились взаимодействовать и помогать друг другу. Тем не менее, такие результаты исследователи склонны приписывать специфическому отношению китайцев к труду. То есть, китайская культура, во многом сформировавшаяся благодаря влиянию Конфуция воспитывает в ребенке рабочего с навыками сотрудничества и кооперирования, но в своей личной жизни люди могут вести себя иначе.
В 2013 же году в журнале Science было опубликовано другое исследование более 400 детей периода политики одного ребенка. Результаты его говорят о том, что эти дети менее доверчивы, ненадежны, более склонны к риску, менее конкурентноспособны, а еще пессиместичны и не так добросовестны как дети, жившие в семьях с братьями и сестрами. Хотя и это исследование можно опровергнуть, объяснив такое поведение детскими травмами, ведь дети росли в период репрессий и тирании.
Что же говорят психологи?
«С точки зрения семейной психологии, порядок рождения и численность детей в семье определяют черты личности взрослого человека. – Объясняет семейный и детский психолог Ольга Зайцева. — Это обусловлено тем, что чем больше детей в семье, тем больше конкуренции между братьями и сестрами. Считается, что им приходится делить любовь мамы и папы между собой. Но любовь ко всем детям одинаковая, скажете вы. Чаще всего, да, но воспринимается она детьми в семье по-разному. Например, ребенок родился первым, и вся «любовь» достается ему, ему не надо делиться с младшими игрушками, сладостями, бороться за внимание и похвалу родителей. А когда в семье появляется еще один второй ребенок, первый автоматически становится старшим. На него возлагается больше ответственности. И, как правило, старшие дети ответственные, серьезные, более амбициозные, чем младшие».
Дети, которые росли в семье без братьев и сестер до восьми лет, так и остаются в душе «единственными». И не так страдают от недостатка маминого внимания при появлении второго ребенка. «В 7 лет ребенок идет в школу, у него возникает естественная потребность в самостоятельности. – Рассказывает Ольга. — Меняется социальная роль, он теперь школьник, ответственный, взрослый. И очень хорошо удовлетворить эту потребность, что положительно скажется на процессе отделения и взросления. При условии, что уже были заложены навыки самообслуживания, распределения времени, режим дня. Появление второго ребенка переключает внимание матери на маленького, потому что он слабый, уязвимый, ему надо больше телесного тепла и внимания. С точки зрения психологии, именно разница 7-8 лет считается идеальной для того, чтобы планировать рождение второго ребенка».
А что же значит, что ребенок остается «единственным»? Хорошо это или плохо?
Ольна Зайцева считает, что отличий между единственными и не единственными детьми не так уж много:
— Они просто дети. Если нет никаких нарушений воспитания, они растут хорошими людьми. И влияет на это не порядок рождения, а стиль воспитания в семье. Да, единственному ребенку нет необходимости делиться тем, что важно и нужно ему самому с младшими, но он может учиться этому, делясь с бабушкой и дедушкой, мамой и папой, двоюродными братьями и сестрами.
Так вырастают ли «единственные» дети эгоистами или нет?
— А что такое эгоизм? – отвечает Ольга — Это «зацикленность» на себе, преувеличение собственных желаний в ущерб желаниям близких людей, неумение обсуждать и находить копромисы. Такое происходит, если ребенка воспитывают «кумиром семьи». Если мама совсем забывает о себе, «лишь бы ему было хорошо», «все лучшее детям». Тогда ребенок растет с установкой, что он САМЫЙ важный человек не только для своей мамы, но и для всех людей вокруг. Он не учится анализировать свои поступки, соизмерять потребности с возможностями. Вот часто говорят, его слишком «залюбили», разбаловали. На мой взгляд, разбаловать любовью нельзя. Искажение происходит тогда, когда любовь подменяют материальными вещами. Такое часто происходит из чувства вины. Например, мама много работает, может мало проводить времени с ребенком. И что она делает, «откупается» подарками, удовлетворяя малейшие капризы. Всегда помните. Важно не количество, а качество. То время, что вы проводите с ребенком ценно. Можно за 30 минут посидеть рядом, обнявшись, интересуясь, как прошел день, обсуждая важные для обоих вопросы. А можно весь день быть рядом, но не вместе.
Что же делать родителям, чтобы их «единственный» ребенок не вырос эгоистом?
Ольга предлагает несколько простых, но очень действенных способов:
- Обнимать не менее 8 раз в день.
- Говорить о том, что любите.
- Интересоваться его делами и рассказывать о своих делах, чувствах.
- Быть честным. Если устал, сказать о том, что маме или папе нужно время, чтобы отдохнуть после работы.
- Учить делиться. Есть две конфеты, одну себе, вторую бабушке.
- Очень важно, соблюдать право ребенка на собственное пространство, собственные вещи. Бывает, что подарив ребенку что-то, например, компьютер, родители могут забрать это или пользоваться без спроса, аргументируя это тем, что я же подарил, значит, могу брать. Нет. Ребенок научится уважать чужое и делиться своим, только, если окружающие уважают его и свою собственность. «Это мои вещи, и если ты хочешь взять, должен спросить». И я спрашиваю тебя, могу ли я воспользоваться твоими вещами.
- Быть последовательным в требованиях. Например, если сказали, нельзя есть пирожное до еды. Нельзя всегда! А не так, что сегодня у меня хорошее настроение, значит можно, а завтра плохое, значит нельзя.
- Единые требования мамы, папы, всех членов семьи. Важно договориться между собой, без привлечения ребенка, что для вас важно. Обсудив, режим дня, питания, запреты и разрешения. Иначе ребенок будет непослушен. А значит «эгоистичен». Потому что в его семье не уважают мнение друг друга.
- Учить ребенка распознавать чувства других людей. Например, я пришла с работы уставшая и злая, могу сорваться, потому что у меня был трудный день. Пожалуйста, я хочу отдохнуть час, прийти в хорошее расположение духа. Поиграй один. А потом мы можем пообщаться или поиграть.
- Сравнивать достижения ребенка только с его же достижениями. Не говорить, ты лучше всех, ты самый…
- Воспитывайте примером. Если вы уважительный, деликатный, образованный, культурный человек, который понимает, что он живет среди других людей, а значит, придется иногда интересоваться другими людьми, если не хочешь оставаться одиноким.
- Именно любовь способна преодолеть все сложности и отогреть сердца ваших детей уверенностью в себе и мире.