Знаю не понаслышке, многие мамы боятся заходить в комнату своих детей. Мамы деток помладше – потому что заранее представляют масштаб предстоящей им уборки. Мамы подростков – потому что их ужасает даже мысль о том, в каком состоянии комната может быть, и что они могут там найти.
Фраза «Убери в своей комнате» может начать длительные войны между детьми и родителями во всем мире. С торгами, вооруженными действиями, временными отступлениями и редким перемирием.
Так что же делать? Как уберечь свои нервы и выиграть это сражение? Можно ли научить ребенка наводить порядок в своей комнате и не бояться наступления подросткового возраста?
А стоит ли вообще заморачиваться на этот счет, задают себе вопрос некоторые мамы? Ну, бардак и бардак – вырастет и все поймет, главное, чтобы живность не завелась. С одной стороны, действительно, беспорядок в комнате совсем не говорит о том, что ребенок вырастет в безответственного и неряшливого взрослого. Например, бардак в подростковом возрасте может иметь много причин, и этот период нужно просто перетерпеть. Но, как ребенок будет относиться к своему пространству, своим вещам и порядку во многом зависит именно от нас.
- Подавайте пример
Это универсальный совет для всех родительских тем. Чему бы вы ни хотели научить своего ребенка, вы должны это делать и сами. Вести здоровый образ жизни, если хотите, чтобы ребенок тоже вел, много читать, если мечтаете вырастить книголюба. Быть аккуратным и организованным, чтобы ваши дети унаследовали эту привычку.
- Начинайте приучать ребенка к порядку как можно раньше
С раннего возраста ребенок копирует своих родителей и легко поддается введению каких-то привычек и ритуалов. Воспользуйтесь этим для своих задач. Уже в два года ребенок может складывать за собой карандаши и фломастеры, выбрасывать обертки и мелкий мусор в урну, складывать игрушки в коробку и книжки на полку.
Чтобы научить его, делайте это вместе и регулярно, тогда у малыша выработается привычка. Он будет знать, что перед прогулкой, например, надо сложить все игрушки на место. Или перед сном собрать все, что валяется на полу.
Поначалу ребенок может не хотеть убирать сам и будет настаивать на том, чтобы это сделала мама. Но, не спешите сдаваться. Если ребенок не хочет складывать свои игрушки в корзину сам, попросите его помочь маме, чтобы вы могли делать это вместе. А еще эффектнее работают игровые методы. Возьмите одну из любимых игрушек малыша и от ее имени предложите навести порядок. Получится игра, где игрушка и ребенок будут вместе собирать игрушки, игрушка может комментировать действия, что-то говорить и хвалить своего друга и помощника.
- Не ругайте, а предлагайте решить проблему
Если ребенок что-то пролил, рассыпал или насорил – не спешите ругать его или бежать ликвидировать последствия. Можете сказать:
- О, ты что, разлил(а) водичку? А знаешь, что нужно теперь сделать? Надо эту водичку убрать, чтобы ты не наступил(а) и не намочил(а) ноги. Чем мы можем это сделать? Чем мама вытирает воду? Правильно. Пойдем возьмем и вместе уберем.
Со временем вы начнете замечать, что даже в ваше отсутствие ребенок сам начнет за собой убирать. Собирать обратно в тарелку рассыпавшееся на стол печенье, вытирать пролитую воду. Или возможно, он будет звать вас, чтобы вместе убрать.
- Подарите вашему ребенку личное пространство
Вне зависимости от того, есть ли у вашего ребенка своя комната или только свой уголок, помогите ребенку сделать это место своим. Предложите выбрать самому постельное белье для кровати, задекорировать коробки для игрушек, повесить на стену его любимые рисунки. Доказано, что дети больше склонны держать в порядке то, что считают своим.
- Предоставьте ребенку условия для порядка
Убедитесь в том, что для хранения всех вещей, рисунков, материалов для творчества и игрушек достаточно места. Выделите «дом» для всего, покажите ребенку и сделайте эти места узнаваемыми. Для этого можно использовать картинки, надписи, теги (в зависимости от возраста вашего ребенка). И вместе с ребенком раз за разом складывайте вещи на место, объясняя, что эта вещь живет здесь. Здесь ее место. Можно поиграть с малышом в игру: «Где живет эта машинка? А книжки у нас где живут? А этот Мишка?». А малыш будет раскладывать все по местам, как будто складывая паззл.
- Меньше вещей – легче наводить порядок
Невероятно, но факт. Чем меньше вещей и игрушек у ребенка, тем легче ему живется. Проще выбрать, с чем играть, что надеть. Легче за собой убрать и запомнить, где что живет.
Можно использовать систему ротации игрушек: поделить их на несколько частей, спрятать в контейнеры и менять, например, раз в месяц. Таким образом игрушки медленнее надоедают. И внешне пространство кажется менее захламленным.
Еще можно использовать правило «Одна вещь пришла, другая ушла». Если у вашего ребенка уже все есть, но он уговаривает вас купить ему очередную игрушку. Можете договориться с ним о правиле. Если в дом попадает новая игрушка, одна из старых должна уйти. Ее можно подарить, отдать или продать. Таким образом вы не будете накапливать множество игрушек, а ваш ребенок научится взвешивать свои желания. Настолько ли он хочет новую игрушку, если прийдется отказаться от одной из старых. Исключение из правил может касаться каких-то особенных для ребенка вещей (их не отдаем, не дарим и т.д.), если только все его вещи он не называет особенными.
- Объясните ребенку четко, чего вы от него ждете
Иногда нам кажется, что мы даем предельно ясные и понятные инструкции своим детям. Что можно, например, не понять во фразе «убери свои игрушки». Однако, дети – это все-таки дети. Для них «убери игрушки» может значить просто скинуть их всех в одну кучу в углу комнаты. И они добросовестно выполнят эту задачу. Поэтому, для того, чтобы вы точно понимали, что ваши дети знают, что делать, можете сделать и распечатать для них план, как навести порядок в комнате:
- Застелить постель;
- Повесить или сложить одежду;
- Сложить грязную одежду в корзину для белья;
- Сложить на место игрушки и творческие принадлежности;
- Выбросить мусор.
- Сделайте процесс уборки для ребенка не нудным
Во-первых, включайтесь и помогайте ребенку. Надзор и контроль методы, конечно, действенные, но намного лучше мотивирует участие и помощь. Что, впрочем, не стоит путать с желанием все сделать самостоятельно, потому что так проще и быстрее. Это конечно так, но в долгосрочной перспективе, если вы научите ребенка заботиться о своей комнате (или своем пространстве) самостоятельно, когда-нибудь вы себя за это поблагодарите.
Чтобы сделать процесс уборки веселей, можно, например, придумать соревновательный элемент. «Интересно, я быстрее уберу на кухне или ты в своей комнате?». Или можно поставить таймер на определенное время и попробовать сделать уборку раньше, чем он прозвенит. Или можно включить музыку и танцевать во время уборки. Придумайте то, что может позабавить и развлечь именно вашего ребенка.
- Объясните ребенку самое важное и отступите
Этот пункт касается детей постарше. Детей предподросткового и подросткового возраста. Расскажите ребенку, что есть определенные гигиенические требования и правила, придерживаться которых не просто следовало бы, а строго необходимо. Например, нельзя складировать в своей комнате грязное белье, грязные тарелки, мусор. То же касается разбитых и сломанных вещей, которые могут причинить вред. Если ваш ребенок придерживается этих правил, вам следует расслабиться и дать ему свободу распоряжаться своей комнатой.
Кучи бумаг, одежды и личных вещей на полу, хлам, вываливающийся из шкафа если приоткрыть дверцу – это всего лишь проявления подросткового бунта.