То, что мы вкладываем в наших детей в детстве остается с ними на всю жизнь. Слова, которые мы говорим и не говорим, чувства, которые выражаем и сдерживаем, поступки, которые совершаем. Все это закладывает фундамент будущей жизни наших детей, их уверенности в себе и отношении к себе. И этот фундамент строим именно мы.
Понять, что у ребенка проблемы с уверенностью не сложно – это проявляется в мелочах. Например, ребенок боится писать контрольную работу, потому что верит, что не справится с заданиями. Не хочет ехать в поездку с одноклассниками, пробовать что-то новое, начинать заниматься спортом или участвовать в соревнованиях. Боится показаться смешным, глупым, наоборот, слишком умным. Если вы замечали за своим ребенком что-то из вышеперечисленного, возможно, нужно «подкачать» его уверенность в себе. Как это сделать?
Любите
Конечно, вы любите своего ребенка больше всего на свете и нисмотря ни на что. Но знает ли он об этом? Возможно, это ключевой вопрос. Какого бы возраста не были ваши дети говорите им о своей любви, давайте понять, что ваша любовь неизменна и не зависит от их промахов и удач.
Помогайте ребенку развивать свою самостоятельность. Учите его принимать решения и нести за них ответственность. Даже маленькие решения – какие штаны надеть и как постричь волосы – это уже кирпичик в стене их уверенности. Давайте им возможность справляться с трудностями самостоятельно, не бегите спасать их по первому же велению своей души. Конечно, хочется подставить руки и подстелить соломку, но у детей должны формироваться навыки решения проблем, пусть даже маленьких, это даст им опору в будущем. Наделяйте их ответственностью, с которой им по силам справиться и хвалите из за успехи. Даже поливать цветы и кормить собаку – это уже маленькие задачи, которые можно дилегировать им и хвалить, когда они справились с ними без напоминаний. Мы часто обращаем внимание на то, что у ребенка не получилось, но так ли часто замечаем их маленькие достижения и старания? Уделяйте внимание именно им, они это точно оценят и запомнят.
Учите их выражать свои мысли и чувства
Спрашивайте их мнения, спрашивайте о чувствах, обеспечив безопасную обстановку для того, чтобы они могли бы ими поделиться. Научите их поддерживать себя самостоятельно. Все эти, казалось бы, банальные «ты сможешь», «у тебя все получится», «ты молодец» и другие слова, которых люди обычно ждут от других очень важны. Научите их говорить эти слова себе. Не взамен вашей поддержке, а вместе с ней. Когда-нибудь в будущем, когда кто-то будет мучиться из-за голосов в голове, говорящих: «Да ты слабак, у тебя ничего не выйдет», у вашего ребенка, возможно, запишется на подкорке другое сообщение: «У тебя все получится».
Подавайте пример
Дети учатся не тому, что говорят их родители, а тому, что они делают. И происходит это автоматически. Так что если вы хотите научить своих детей чему угодно – начните с себя. Если вам самим не хватает уверенности в себе и своих силах, «сначала наденьте кислородную маску на себя».
Помогайте учиться на ошибках
Провал, неудача – это не самое страшное, что может с нами произойти. Тем не менее, многие из нас, даже взрослых, очень этого боятся. Все потому что нас самих никто не научил правильно относиться к своим неудачам и поражениям. Поддержите ребенка, если у него что-то не получилось. Но не так просто: «Да, забудь, ничего страшного не случилось». Помогите ему вынести ценный опыт из поражения, взглянуть иначе, чему-то научиться. Помогите ребенку обернуть неудачу в точку для роста.
Поддерживайте его сильные стороны
У каждого ребенка есть какой-то интерес или способность, которые выделяются на фоне остальных. Развивайте навыки, которые хорошо даются вашему ребенку. Занятия, в которых ребенок будет получать удовольствие и чувствовать, что у него хорошо получается — здорово поддержат его уверенность в себе.
Все мы знаем, что любой навык дети постигают лучше в игровой форме. Для того, чтобы развить уверенность в себе, тоже есть несколько специально придуманных занятий и игр.
- Мои достижения за прошлый год.
Каждый год в конце календарного или учебного года предлагайте вашему ребенку выписать на листочке все достижения прошедшего года. Маленькие и большие, серьезные и нет, не важно. После того, как ребенок все это запишет, прочитайте вместе вслух. Похвалите ребенка за эти достижения.
- Волшебная коробка.
Вам понадобится сделать эту коробку самостоятельно. Выбрать картонную коробку и закрепить на ее дно зеркало таким образом, чтобы заглядывающий в коробку видел свое лицо. Потом предложите ребенку поиграть в «Волшебную коробку». Спросите у него, кто на его взгляд самый особенный человек в мире. Дайте ему время подумать, погадать, а потом предложите заглянуть в коробку. После этого, спросите ребенка, как он чувствовал себя после того, как увидел свое лицо. Расскажите о том, что каждый человек особенный по-своему, каждый человек уникален и обладает разными навыками, талантами и чертами, которые делают его неповторимым и «самым особенным».
- Одна буква, разные слова
Предложите ребенку такую игру. Пусть он про себя говорит все буквы алфавита. В какой-то момент вы скажете «стоп» и ребенок должен сказать, на какой букве он остановился. После этого, ему нужно будет придумать как можно больше положительных слов о себе, начинающихся на эту букву.
- Цели и задачи.
Помогите вашему ребенку обрести уверенность в своей способности достигать поставленных целей. Преложите ему сделать табличку с такими графами «Моя цель», «Выполнить к…» (какой-то дате), и «Выполнено» (когда реально задача была выполнена). Составляя такую табличку, учите ребенка не только ставить задачи, но и делать их реалистичными, чтобы он действительно мог их выполнить. Потом повесьте лист на видное место и помогайте ребенку достигать поставленных целей.
- Тренируйте фантазию
Помогите ребенку выйти за рамки привычного и обыденного. Предложите ему сочинить вместе сказку. Пусть он начнет, вы продолжите и снова поменяетесь. Расскажите о том, что герои, события сказки не обязательно должны быть реальными. Пусть ребенок начнет фантазировать. Накачивая «творческий мускул» мы укрепляем веру ребенка в себя, свои возможности и иногда помогаем иначе взглянуть на мир вокруг и обыденные вещи.