Синдром дефицита внимания и гиперактивности говорит сам за себя. Это поведенческое расстройство развития. Чаще всего проявляющийся в детском возрасте, он сильно меняет жизнь ребенка и взрослых рядом с ним. СДВГ сложно не заметить, он очень явно влияет на поведение ребенка, с другой стороны, симптомы, характерные для этого синдрома, часто списывают на характер ребенка. И это затрудняет не только диагностирование, но и влияет на развитие ребенка, его учебу, отношения с родителями и учителями. Так что же это такое – СДВГ? Как его распознать, что с ним делать и что необходимо о нем знать родителям?
Главные признаки СДВГ – невнимательность, импульсивность, гиперактивность. Все дети в той или иной мере бывают невнимательными и импульсивными. Но у детей с СДВГ эти симптомы проявляются в очень выраженой форме и систематически. Психолог Римма Столпер изучает СДВГ давно. Интерес ее вызыван не только профессиональной необходимостью. С этим заболеванием она столкнулась лично, когда сын Миша стал учиться в школе. Сегодня, когда ему уже 13, Римма изучила вдоль и поперек всю информацию, которую смогла найти на английском и испанском языках. Она работает с мамами детей с СДВГ, пишет об этом синдроме в своем блоге.
«У дракона три головы. Может быть дефицит внимания с гиперактивностью. Может быть и без. Может быть импульсивность и гиперактивность с сохранным вниманием. Бывает, что и спокойный ребёнок не в состоянии фокусироваться и удерживать внимание в соответсвии со своими возрастными нормами и требованиями со стороны внешнего мира».
«Я не нейропсихолог, не нейрофизиолог, — говорит Римма, — но ни один из упомянутых специалистов, к которым я обращалась, во-первых, не дал мне более ясных представлений, откуда взялось это заболевание и денется ли куда-нибудь. Во-вторых, я считаю себя в праве рассказывать о том, как с этим быть, потому, что знаю в этой сфере очень много прикладного и полезного. Филологическое и Психологическое образование, опыт работы в психотерапии более 15 лет и самое главное, мой сын, с которым мы исследуем эту тему вдоль и поперёк без перерыва на обед и сон».
СДВГ – это дисфункция мозга. Ученые давно опубликовали исследования, в которых сказано, что мозг человека с СДВГ отличается от мозга обычного человека. То есть, ребенок не может «натренировать» внимание, как бы он ни старался. Этот синдром часто передается по наследству в семье. В научном журнале Гарвардской школы медицины приводится такая статистика: если у родителей есть СДВГ, то в 40-60 процентах их дети унаследуют этот синдром. И если у ребенка диагностировано это заболевание – это первый сигнал того, что взрослый тоже может им страдать.
Как понять, что у вашего ребенка СДВГ?
«Ребёнок выглядит суетливым, встревоженным, взбудораженным. – Рассказывает Римма. — Его движения и поступки импульсивны, внимание скачет. Он часто роняет, проливает, разбивает. Он, как правило, ловкий, но неуклюжий. Иногда ребенок выглядит отстранённым, не вовлеченным в происходящее. Вы зовёте его многократно, просьбы остаются безответными. Зачастую переключения из разных режимов (прогулка-дом; сон-бодрствование; уход из гостей) даются сложно. Иногда его сопровождает переживание, что удовольствия мало. Ощущение ненасытности, бездонности. Удовлетворения нет, а возбуждение перманентное».
Чаще всего СДВГ становится наиболее очевидным с началом учебы в школе, ведь для обучения необходимы внимание, организованность, усидчивость. А для детей с СДВГ именно это является самыми сложными задачами. Они могут терять дневники, тетради, домашние задания. Забывать, о чем шла речь на уроке. Им сложно планировать и думать наперед. Часто СДВГ сопровождается дислексией и дисграфией — нарушениями чтения и письма, когда детям сложно читать, когда они совершают одни и те же ошибки раз за разом, сколько бы ни переписывали домашние задания. Сложность с регуляцией своих чувств и импульсивность влияют на отношения таких детей со своими сверстниками и часто, с учителями. Им сложно соответствовать общепринятым нормам, говорить правильные и нужные вещи.
Что происходит с ребенком с СДВГ, когда он пытается сконцентрироваться?
«Внутри мозга в этот момент происходит целая вечеринка импульсов возбуждения. – Рассказывает Римма. — Кора мозга реагирует возбуждением сразу на множество стимулов. Получается, что внимание везде и нигде. Обычный мозг, сосредотачиваясь «умеет» откинуть лишние, отвлекающие от основного фокуса раздражители. Тормозящая функция головного мозга не даёт вниманию сбежать. В коре головного мозга ребёнка, а в последствии и взрослого, в некоторых случаях возбуждение преобладает над тормозящими функциями. Например, человек без таких трудностей, не задумываясь, отворачивается от лучика солнца, попавшего в глаз. При этом он не отвлекается от собеседника и даже не замечает своего жеста или движения. Переступает с той ноги, которая устала, на другую, автоматически. Звуки, запахи, движения других людей, — мы умеем все это отсеивать. Человек с дефицитом внимания не может управлять этим процессом. Он живет среди бурного потока отвлекающих его внимание стимулов. Сосредоточиться все-таки получается. На том, что является для ребенка в данный момент очень ярким, я бы даже сказала, самым ярким и мощным стимулом. Сюда входит любимая и очень интересующая ребёнка деятельность. Яркие эмоциональные проявления. Иногда ситуации стресса».
Что делать, если у вашего ребенка СДВГ?
В 2016 году в России родилось 1 888 000 детей, минимум 38 тысяч из которых – с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Вы можете догадываться о том, что у вашего ребенка есть такой синдром и хорошо бы диагностировать это заболевание у врача. Но проблема в том, что в России крайне редко диагностируют это заболевание, списывая симптомы либо на другие неврологические проблемы, либо на неправильное воспитание.
Во всем мире детям с СДВГ помогают и медикаментозно, препаратами, которые снижают симптоматику и помогают ребенку жить и учиться. Но в России основной препарат, который применяется в мировой практике к СДВГ и главным действующим компонентом которого является метилфенидат, считается психостимулятором и запрещен к продаже.
Поведенческая (бихевиориальная) терапия учит ребенка мониторить свои состояния, осознавать чувства и поведения. Терапевт учит ребенка социальным навыкам, например, дожидаться своей очереди, интерпретировать выражения лиц других людей, делиться чувствами, просить о помощи и как вести себя в случаях, если кто-то дразнит.
Еще необходимо обучать специфическому поведению родителей ребенка. Их учат тому, что с детьми с СДВГ обычные приемы воспитания не работают, с ними нужно обходиться иначе, не загружать непосильными занятиями, не ожидать больше, чем они могут в данный момент. Не давить на них в отношении успехов в учебе и так далее.
«Люди, получившие такое испытание, как СДВГ, вместе с трудностями получают и большой подарок, – говорит Римма. — То, что описано в литературе и по моим собственным наблюдениям: такие дети — творческие, очень! Придумывают и изобретают, играючи. Между прочим, многие специалисты полагают, что у Томаса Эдисона и А.Г.Белла был СДВГ, про Эйнштейна тоже много упоминаний.
Глубина души, способность к состраданию и эмпатии, сердца, способные любить безусловно, — это точно о них. У них очень благородное сердце! И они всегда обезоруживающе открыты, человечны. Им некогда обдумывать свой образ, создавать впечатление. Они такие, какие есть, и это фантастически круто! Когда ты сам смел жить с открытым сердцем, такой человек -это подарок! Они очень энергичны. Они вырастут и научатся управлять своей энергией, направлять ее в мирное русло. Главное, не убеждайте их, что их энергия — это что-то ужасное. Поверьте, если вы сможете не разрушить самооценку вашего ребенка, он имеет все шансы прожить счастливейшую жизнь и принести много счастья окружающим его людям!»