Пандемия вносит коррективы во все сферы нашей жизни, в том числе, и в модную индустрию. Виртуальные показы, виртуальные модели и виртуальная одежда.
Из-за кризиса и остановки производства многие дизайнеры просто не могут производить новые коллекции. В итоге бизнес уходит в диджитал. Виртуальные показы мод 3D-аватаров с лицами реальных моделей, одетых в цифровую одежду — все это не фантастика, а реальность. И вот уже Tommy Hilfiger тестирует виртуальные луки, заказывая их у цифрового модного дома The Fabricant.
Как все начиналось?
На самом деле, это не такая уж и новая идея. Пионером цифровой моды принято считать Кэт Тейлор, известную под псевдонимом Cattytay. Она сновала проект Digi-GXL, который отстаивает интересы интерсексуалов, трансгендеров и небинарных людей, специализирующихся на создании 3D-анимаций. C 2015 года она разрабатывает цифровую одежду, сотрудничая с Balenciaga, Vetements, Off-White и Alexander Wang.
Позже, в 2016 году, сайт веб-аватаров Bitmoji объединился с Bergdorf Goodman, чтобы позволить пользователям одевать свои аватары в образы от модных брендов, таких как Zac Posen, Alexander McQueen, Calvin Klein.
В том же году мир узнал о Лил Микеле — виртуальном инфлюэнсере, созданном сооснователями компании Brud Тревором Макфедрисом и Сарой Декоу. Лил выглядела вполне реалистично, но существовала только в 3D. Она выполняла две основные функции: социально-просветительскую — поднимала темы о феминизме, харассменте и правах трансгендеров. И маркетинговую — делала это в одежде Prada, Moncler и Marine Serre. Но одежду Лил можно было купить в реальности. Таким образом, она еще и поднимала продажи этих брендов.
А в 2018 году скандинавский ритейлер Сarlings выпустил свою первую цифровую коллекцию одежды под названием neo-ex. В нее вошли желтое пальто с имитацией крокодиловой кожи, расслабленные джинсы и оверсайз-свитшоты с надписью «Я не робот». Коллекция состояла из 19 предметов (стоимость €10-30).
К этому времени появилась еще бета-платформа Leela, которая позволяет пользователям сканировать изображение своего лица на 3D-цифровом теле и выбирать одежду.
Как это работает?
Виртуальная одежда — это платья, юбки, свитшоты, пальто и другие предметы гардероба. Разница лишь в том, что все представлено в трехмерном и иногда в анимированном виде. Вещи созданы при помощи специальных цифровых программ (например, CLO 3D или Marvelous Designer). Их можно надеть на настоящего человека онлайн. Для этого нужна ваша фотография в обтягивающей одежде. Поверх нее накладывается виртуальная.
Виртуальная одежда: какие плюсы?
В 2018 году банк Barclays провел опрос и выяснил, что каждый десятый человек покупает одежду для создания контента в социальных сетях. После этого вещь в лучшем случае возвращается в магазин, в худшем — отправляется на свалку.
Мир до сих пор не может придумать, как безопасно утилизировать одежду. То и дело в Сети появляется скандальная информация, как люксовые бренды сжигают непроданные вещи. Параллельно борцы за экологию призывают использовать многоразовые шоперы, отказаться от пластика и носить одежду из переработанного текстиля. А использовать новые материалы: из листьев ананаса, конопли и даже выращенных бактерий.
Но что, если наш гардероб хотя бы частично станет на 100% экологичным, потому что одежда не будет существовать в реальном мире?
Если смотреть на это под таким углом, то виртуальная одежда становится уже не просто развлечением и трендом, а приобретает благородную миссию — спасти нашу планету от переизбытка вещей. Не говоря уже о том, сколько животных уничтожается ради дорогой кожи, например, крокодиловой или страусиной.
Второе преимущество такой одежды — это выбор форм и текстур, которые невозможно воплотить в реальной жизни. Например, с огромными сюрреалистическими конструкциями или переливающейся голограммой.
Тенденция «надел один раз и выбросил» приобрела ужасающий масштаб. И если на 10 нарядов хотя бы два будут виртуальными, что в этом плохого? Разве недостаточно одежды мы уже произвели?
Виртуальная одежда: где купить?
Alena Akhmadullina. Этой весной бренд показал дебютную digital-капсулу на виртуальной модели Алионе Пол. Через несколько месяцев дизайнер разработала еще одну. В нее вошли одежда и обувь.
Ophelica. Регина Турбина — первая создательница виртуальной одежды в России. В коллекции дизайнера есть платья, юбки, пальто, костюмы, комбинезоны.
The Fabricant. Голландский стартап создает настоящий кутюр. Стоимость такая же.
DIANA ARNO. Ви digital-капсулу бренда вошли 6 виртуальных луков из коллекции FW 20-21.
Alexander Terekhov. Дизайнер выпустил капсульную коллекцию digital-платьев совместно с маркетплейсом цифровой одежды replicant.fashion. Она стала продолжением основной сезонной коллекции Alexander Terekhov Fall-Winter 2020/21. Все платья существуют в физическом воплощении, но в единственном экземпляре.
Текст: Полина Кроповницкая