Яна Мкр – поэт, который зародил во мне множество интересных мыслей. Это история о том, как внутренний голос ведет тебя по своей дороге, даже если ты уже оказался на факультете политологии МГУ. Почему я сделала акцент именно на этом? Потому что, на мой взгляд, у каждого из нас есть несколько сценариев на выбор: одни кажутся нам нормальными и логичными, другие безумными, третьи существуют лишь в мечтах, но это совершенно не означает, что они не могут воплотиться в реальность. Сегодня мы поговорим о том, как живут современные поэты.
Расскажи, как ты начала писать стихи?
Эта история знакома многим, я начала писать стихи в юном возрасте. А если ты имеешь в виду то, когда я начала выкладывать это в сеть и это стало приносить какие-то плоды, то я просто выложила четверостишие в инстаграм, там тогда были только мои друзья. Я даже не подписывала, что это моё. И все стали писать: «Вау, круто». Мои подружки начали репостить. Все спрашивали: «Кто автор?», но я не отвечала. Репостов становилось всё больше, тогда я решила раскрыть секрет своего авторства.
Тебе 25 лет. Ты же где-то отучилась, возможно, кем-то работала. Расскажи об этом.
Я окончила МГУ факультет мировой политики. Родители в своё время на этом настояли. Если честно, то сейчас я рада, что я окончила этот факультет.
Родители тебя не критиковали насчет твоего творчества?
Первоначально это был крах. Знаешь, вот это в семье не без урода? Очень важно суметь это выстоять, когда над тобой смеются и говорят: «Ой, да что ты делаешь? Ты же взрослый человек! Какие стихи? Найди нормальную работу, у тебя крутое образование». У меня никогда не было уверенности в том, что я какой-то гениальный поэт. Признаться честно, я вообще некомфортно себя чувствую, когда меня называют поэтом. Просто весь свой путь я верила в то, что из этого что-то может получиться. Я всегда горела этим, мне очень нравится писать. И я прекрасно осознаю, что ничего другого не могу. Мало того, что я далекий от политики человек, несмотря на образование, мне еще и в коллективе трудно работать.
Ты интроверт?
Дело не в том. Мне 25, но у меня до сих пор вызывают гнев слова о том, что мне нужно делать, указания всякие. Я понимаю, что всё нормально, люди работают и это в пределах нормы, но в голове сразу всплывает мысль о том, что я никому ничего не должна. У меня был забавный опыт. Папа пытался устроить меня на работу к знакомым, но мама всегда была против, потому что боялась потерять отношения с людьми. Понимаю, что это подростковое что-то, я пытаюсь с этим бороться. Я думаю, это больше комплексы, чем мой характер, такая защитная реакция. Работа всегда проявляет твои слабые стороны, становится ясно, что ты не все знаешь и не все умеешь – у меня это вызывает не лучшие чувства. Плюс добавляется стресс, который провоцирует офис и коллектив.
Какая у тебя главная тема в творчестве?
Со стороны может показаться, что это тема любви. Дело в том, что большинство стихов, которые популярны у меня, они о любви. Но мне всегда казалось, что я больше пишу о себе. В стихах моя жизнь, мои переживания.
У тебя есть какая-то основная работа или ты зарабатываешь стихами?
Я зарабатываю только этим.
И как успехи?
(Смеется). Слушай, плохо. Когда кто-то ставит себе цель заработать на стихах, то это провальная история. Понимаешь, если можно было бы писать стихи и получать за это реальные деньги, я была бы самым счастливым человеком на свете. Но, к сожалению, приходится искать всякие сторонние способы заработка. Например, продажа собственных книг, которые я делаю сама, без издательства. Это приносит доход, но не огромный.
А как происходит процесс создания книги?
Просто находишь типографию, платишь им свои деньги, а дальше уже процесс происходит практически без твоего участия.
Мне всегда было интересно, сколько нужно потратить денег, чтобы издать книжку?
Я делала небольшие тиражи. 2 книги тиражом по 500 штук вышли где-то 60-70 тысяч рублей.
А прибыль какая получается?
Вообще небольшая. Из-за отсутствия опыта и помощников, моя первая книга даже не окупила затрат. Это был такой эксперимент, мне было интересно, будет ли это кто-то покупать и как вообще все это делается, вот я и прогадала с ценой. У меня не было человека, который бы мне сказал «делай так, вот это будет правильно», а с математикой у меня плохо, но это опыт. Со второй книжкой получше, но ты все равно вряд ли долго проживешь на эти деньги. Я делаю толстовки со своими четверостишиями, если мы говорим о вещах, на которых можно заработать. Иногда выступаю где-то, даже на корпоративы зовут.
Читать стихи, да ладно?
Да, я сама была в шоке, когда первый раз меня позвали на корпоратив. Оказывается, что находятся такие люди, которые любят стихи и хотят, чтобы у них на празднике их почитали вслух. Иногда пишу тексты песен разным артистам.
Например?
Кристине Si делали песню, сейчас работаю с Владом и Ритой Соколовскими.
А как все это произошло? Ты сидишь дома и пишешь стихи, как, наверное, миллионы людей. Как ты вышла на знаменитостей? Просто потребность в песнях есть всегда, с учетом того, как часто наша эстрада их выпускает. Вдруг твой опыт поможет кому-то подзаработать. Я тоже, кстати, стихи пишу.
(Смеется). Кристина сама написала мне в инстаграме: «у тебя классные стихи, я бы на них спела». И я такая «вау, надо попробовать» и попробовали. Там буквально за час взяли и сделали песню, всё получилось. Песня называется «Мы гасим свет», у нее, правда, две версии есть. А Рита заметила меня на проекте «superСтихи», который делает репер Саша ST.
У нас сегодня много вопросов о деньгах, как будто я Юрий Дудь. Просто хочется развенчать миф о бедных поэтах. Так что признавайся, сколько может получить автор песни.
Как всегда все зависит от таланта автора. Если обращается какой-то крупный продюсерский центр, то автор может получить очень много, прямо очень. Стоимость песни может доходить и до ста тысяч. Но если человек пишет исключительно стихи, ему будет трудно перейти на режим написания песен. Когда я начала работать с этим, поняла, что все не так просто и моего опыта недостаточно, поэтому мой гонорар составляет 20 — 30тыс рублей за одну песню.
У тебя есть аудиокнига, да? Почему мы должны это послушать?
Да, недавно вышла. Вы должны ее послушать, потому что это круто. Есть такая вещь, все мои идеи – они не мои. Люди, которые читают меня в инстаграм, писали мне, что хотят книжку. Я начала делать книжку. Они просили видео, и я начала их снимать. Они говорили, что круто было бы послушать в аудио. И я подумала, что было бы круто сделать аудио книгу. Но что-то меня коробило, потому что просто взять у микрофона записать 20 дорожек глухого текста — очень скучно. Но судьба свела меня с Егором, он битмейкер и саундпродюсер и просто талантливый парнишка. Его посетила гениальная идея – просто взять звуки какие-нибудь крутые, киношные, необычные и совместить их со стихами. Я такого никогда не слышала. Это все чем-то напоминает мантру.
Какие у тебя планы на будущее?
С этим всё сложно. Я такой человек, у которого не получается всё то, что он запланировал, но получается то, чего не было в планах.
Как ты выдерживаешь конкуренцию? На мой взгляд, среди поэтов всегда есть доля соперничества.
А вот к этому я отношусь спокойно. Я себя не идентифицирую как поэта, для меня поэт пишет что-то более глубокое и сложное для восприятия. Мне кажется, у меня достаточно примитивные рифмы, примитивные темы. Иногда я слушаю других ребят, и думаю о том, что никогда в жизни так не напишу. Поэтому я не чувствую конкуренции, у меня не так много литературных амбиций, нет цели стать великим поэтом, творчество которого будут изучать в школе. Если я вижу, что человек пишет лучше меня, то восторгаюсь.
Существует мнение, что современная литература – это плохая литература, что нет у нас ни писателей, ни поэтов. Что ты думаешь по этому поводу?
Я просто обожаю современную литературу. Естественно, я читала и читаю классику, но мне, когда я читаю книгу, очень важно, чтоб человек говорил со мной на одном языке. Мне не нравится «возрастной шовинизм», когда говорят, что раньше было лучше, деревья выше, а люди умнее. У меня есть младший брат, ему 14 лет. Между нами целое поколение, 11 лет разницы всё-таки. Я смотрю на него и мне не горько, эти дети очень крутые.
У меня тоже сестра, но давай для тех, у кого нет примеров, поясним, чем так примечательно новое поколение.
Во-первых, у них больше доступа к информации. У меня в 14 лет даже интернета не было. Я не слушала хорошую музыку. То, что было, то и слушала, а у них есть выбор. Если кто-то выбирает что-то «не то», значит, так сложились обстоятельства. Мой брат заходит в интернет и слушает разную музыку, начиная от джаза, заканчивая репом. Во-вторых, мне кажется, что они словно больше знают, чего хотят. Наше поколение детей какое-то заплутавшее. У наших родителей было больше забот, как прокормить и прочее. А мой брат выглядит сформировавшимся, он знает, чего хочет от жизни, у него есть четкая позиция, свое мнение. Понятно, что оно детское – подростковое, но мне это нравится. Я смотрю на его друзей, а они такие подкованные во всём, многое знают. Мне не страшно за это поколение.
А то, что люди не общаются между собой?
Это тоже от людей зависит. Опять-таки, опираясь на моего брата, он не играет в компьютерные игры. Ему не нравится, он занимается футболом. Да, люди зависимы от телефонов. И я зависима тоже и все мы зависимы. И социальные сети нас поглотили, и всякие эти гаджеты. Но ведь можно это использовать круто. Например, если бы не Интаграм, то никогда бы никто в жизни обо мне не узнал. Вопрос просто в том, как ты это используешь. Дашь кому-то книгу, один будет ей подтираться, а другой читать. В технологиях такой же принцип.
Как ты относишься к феминизму?
Я считаю, что феминизм феминизму рознь. У меня есть близкая подруга, она прям активно пропагандирует феминизм, причем она замужем, в счастливом браке и всё такое. У неё адекватное восприятие этих идей, и я их поддерживаю. А радикализм мне трудно дается, не понимаю, что хотят доказать женщины, которые подмышки не бреют. Да, ты можешь так ходить, это естественно, но необязательно, чтобы мы все об этом знали. Еще один момент, который мне непонятен и неприятен заключается в том, что некоторые поддерживают движения исключительно ради лайков. Такое я не люблю.
А к репу как относишься?
К новой школе отношусь с умилением, мне забавно слушать, как люди, которые родились в тот год, когда я пошла в школу, читают о том, как они с кем-то переспали. Оксимирон мне тоже не нравится, меня уже не раз за это четвертовали. Я не отрицаю его влияния, как это модно сейчас говорить на «реп игру», хотя я не знаю, что это за игра и где в неё играют. Мне просто не нравится его музыка и тексты, слишком много агрессии лично для меня.
Хорошо, что делает тебя счастливой?
Недавно, я поняла, что не могу ценить, то, что делает меня счастливой. Меня делает счастливой моя семья и друзья. У меня действительно очень крутая семья. Она огромная. У меня бабушке 90 лет исполнилось недавно, и я прям всех их очень люблю. Мои друзья, которые мне помогают по работе. Я уже сто раз говорила, что у меня нет никаких пиарщиков, помощников. Всё, что я делаю, это я делаю потому, что у меня есть друзья.
Есть такая мысль, что можно творить и быть несчастным или быть счастливым и ничего не делать. Что ты думаешь об этом?
Я думаю о том, что когда ты несчастен, то творить легче. Но когда ты счастлив, то творить можно. Такое бывает очень редко, но оно бывает. Какой-то катарсис, бесконечное удовольствие, когда у тебя всё хорошо, ты счастлив и от этого ты пишешь стихи или музыку – не важно. В любом случае это очень круто, это возможно. Я не верю в то, что если ты счастлив, то ты прекращаешь творить. Можно творить, когда у тебя всё хорошо.
А ты веришь, что многие творческие люди пишут предсмертные тексты или музыку, предсказывая будущее в своих произведениях?
Да, верю. Я думаю, ты не очень этому принадлежишь. Ты родился в теле, у которого есть душа, которую запрограммировали, например, на то, что она будет писать. Вот ей дали такое задание. И, может быть, такие души они больше знают, больше чувствуют. Поэтому когда ты перелопачиваешь чье-то творчество, то думаешь, а может, он действительно знал? С другой стороны, все люди склонны к этому, ведь все думают о смерти. Просто у творческого человека есть какой-то порыв об этом рассказать. Я думаю, что какая-нибудь продавщица в магазине тоже задумывается о смерти, но у нее нет аудитории, которой бы она это поведала. Не у всех есть инструмент для выражения своих глубинных мыслей. Я думаю, что души всё знают.
А в Бога веришь?
Да, я верю в Бога. Вопросы религии считаю спорными, но в Бога верю.
Жизнь человека предписана? Всё изначально известно?
У меня есть теория. Есть пункт А и есть пункт Б, рождение и смерть соответственно. Это я думаю, что предписано, а всё остальное – это ты сам, всё, что ты сделаешь. Ты придешь сюда в любом случае, вопрос лишь в том, как ты это сделаешь.
Что такое счастье?
Всё. Жизнь.
На этой ноте, мы закончили интервью. Не всякий раз находится человек, с которым можно обсудить какие-то вечные вопросы. Давайте пожелаем Яне удачи и дружно пойдем слушать ее аудиокнигу.