С какими вопросами и запросами люди приходят к психологу? И всегда ли терапия принесет ожидаемый результат?
Зачем идти к психологу? На вопрос отвечает . Психолог, разумеется.
Кто приходит?
Бывают клиенты, которые приходят с мешком проблем, и на первой же сессии высыпают их ворохом на стол. А бывают такие, кто приносит аккуратные пронумерованные стопочки травм, и готов часами рассказывать о каждой. Бывают те, кто гордится своими особенностями и лелеет свои личностные расстройства — носит их транспарантом у всех на виду. Есть те, кто коллекционирует обиды и любовно смахивает с них пыль по несколько раз в день.
Некоторые приходят с корзинками вопросов и стыдливо задвигают их ногой под стул, не зная, как начать. А бывают такие, кто приносит сундучок секретов, предварительно спрятав ключ. И, конечно же, те, кто приходит налегке и с пустыми руками, но стоит копнуть, и, оказывается, в кармане у них талон от камеры хранения с бесчисленным багажом.
Но, если вы думаете, что к психологу всегда приходят за решением конкретной проблемы, подумайте еще раз. Существуют категории клиентов, которые приходят вовсе не за этим.
Есть люди, которые стремятся пристроить свою ответственность в добрые руки. Они приносят весь груз проблем, надеясь свалить их на психолога и… свалить — в смысле уйти — налегке, что-то напевая себе под нос. Это работает редко. К сожалению, в большинстве случаев проблемы не только связаны между собой невидимой ниточкой, но еще и намертво прикованы к своему хозяину. Так что вскоре, громыхая и позвякивая, они поволокутся вслед за хозяином, куда бы он ни шел. И это не психолог плохой. Это посыл неверный. Чтобы добраться до того слабого звена, где цепь можно снять, необходимо рассортировать весь этот скарб. И убедиться, что в кармане клиента не осталось магнита, который притянет его с новой силой.
Что требуется?
Терпение, понимание задачи и время. Есть люди, которые не хотят ничего решать. Им вполне комфортно жить так, как они живут. К психологу же они приходят в основном, чтобы пожаловаться на судьбу и слить накопившийся негатив. То, что со стороны кажется беспорядком, на самом деле любовно разбросано, учтено и пронумеровано. При попытке разобраться то и дело раздается: «Не трогвй, это папа подарил! Неудобно стоит? Ну и что, зато раритет. Подумаешь, пару раз ударилась. Ну и что, синяки можно и потерпеть. Задвинуть в угол? Да как можно! Что ты вообще понимаешь! Это центр композиции!»
Что можно сделать?
Ничего. По крайней мере, до тех пор, пока сам клиент не захочет что-то менять. Есть люди, которые себя потеряли. К психологу их заносит ветром. Они не знают, чего хотят, потому что не знают, кто они такие. Что можно, а что нельзя. Где их желания, а где чужие. Если психологу повезло за что-то зацепиться, у клиента есть шанс остаться, обрести вес и очертания.
Что требуется?
Найти в себе силы бросить якорь. Ну ок, хотя бы протянуть специалисту ниточку. Сам он, увы, ничего взять не может. И обычно следующий же порыв ветра уносит таких клиентов вдаль — искать себя в новых модальностях, практиках и измерениях.
Есть люди, которым нужен ресурс. У них нет проблем, но есть пустота. И заполнить самостоятельно ее невозможно. Они приходят к психологу, чтобы что-то взять. Желательно ценное. Возможно, причинив боль, потому что иначе получать удовлетворение они не научились. Опытные специалисты видят таких издалека. И либо отсеивают на подлете, либо используют в собственных целях. Это очень полезный, хоть и неприятный тип клиентов. Они учат психолога думать, соблюдать границы и грамотно расставлять приоритеты.
С какой бы целью вы ни пришли к психологу, помните, что он всего лишь инструмент в ваших руках. Об него удобно думать, он может натолкнуть на новые мысли и даже научить полезным техникам. Но вы и только вы можете действительно себе помочь. Ведь никто, кроме вас, не владеет информацией в полной мере. И никто, кроме вас, не знает ваших истинных чувств и целей. Так что, успех предприятия под названием «терапия», зависит не только от уровня специалиста, но и от степени вашей вовлеченности. И, безусловно, от цели визита.