Красотка и обольстительница – большинство из нас помнят Кшесинскую именно такой. Балерина смогла очаровать цесаревича Николая II, а также великих князей – Сергея Михайловича и Андрея Владимировича, который позднее стал ее мужем. Скандальные любовные связи оттенили блистательный успех балерины, ставшей «звездой императорского балета». В честь дня рождения великой танцовщицы мы решили вспомнить вклад, который Кшесинская внесла в развитие русского хореографического театра.
«Будьте украшением и славою нашего балета!»
Эту фразу впервые произнес Александр III еще в самом начале творческого пути юной балерины. Заниматься танцами Кшесинская начала в детстве, а затем поступила в Императорское театральное училище. Вместе с сестрой балерина стала частью труппы Мариинского театра, где на нее впервые обратили внимание знаменитости той эпохи.
Лучшая среди лучших
Спустя 6 лет Ксешинская стала прима-балериной императорских театров. Танцовщице доверяли главные роли в балетах «Щелкунчик», «Пахита», «Лебединое озеро», «Баядерка», а постановщики усложняли хореографическую программу, подмечая гениальные способности Кшесинской. Она стала первой в истории России балериной, осилившей 32 фуэте.
Кшесинская прекрасно осознавала свою уникальность, но всегда просила высказаться родных и близких о ее танце. Балерина боялась, что она превратится в жертву «звездной болезни» и не сможет уйти со сцены даже после того, как начнет терять позиции.
«Я любила и продолжаю любить родное искусство, и все касающееся балета не может оставлять меня безразличной»
На протяжении всей творческой деятельности Кшесинская боролась за права русских балерин танцевать главные роли. В те времена в театрах была распространена практика «перекупки» зарубежных танцовщиц. Балерина считала это несправедливым и пыталась доказать режиссерам и постановщикам, что русские девушки способны на многое.
«Техника без души и сердца — мертвое искусство»
Когда Кшесинская выходила на сцену, у зрителей замирало сердце – настолько энергично и изящно выглядела и двигалась танцовщица. Поклонникам своего творчества балерина оставила мемуары, в которых рассказала об эмоциях, испытываемых на сцене.
«Когда я выступала на сцене, я любила знать, что в зале среди публики находится человек, которому я нравлюсь. Это меня вдохновляло. Выходя на сцену, надо было уметь сделать вызов публике и дать ей понять, что я ради нее на сцене. Надо было жестом призвать ее к себе, приковать ее внимание и увлечь за собою».
В какой-то момент Кшесинская завершила работу в Мариинском театре на постоянной основе и перешла на разовые выступления. Карьерный путь балерины был долгим – в своих «Воспоминаниях» Матильда отмечает, что в последний раз вышла на сцену, когда ей было 63 года. Несмотря на непростой период жизни, связанный со смертью Николая II и эмиграцией, Кшесинская прожила длинную жизнь, чуть-чуть не дотянув до собственного столетия. Творчество балерины перевернуло мир танца и до сих пор будоражит сознание деятелей искусства. Последним крупным произведением, созданным в память о ней, стал фильм Алексея Учителя «Матильда», вышедший на экраны осенью прошлого года.