15-16 ноября в московском «Доме Союзов» пройдет форум «Woman Who Matters». Это Первая Всероссийская Премия, нацеленная на выявление и освещение лучших проектов, практик и программ Российских компаний в отношении женщин, их достижений, стремлений и прав. Мы решили поговорить с ее основательницей Анной Рудаковой о миссии проекта, роли женщин в современном бизнесе и карьерных перспективах девушек в России.
Анна, с чего началась ваша предпринимательская деятельность? Что вдохновило вас на создание форума и премии «Woman who matters»?
С партнерства в компании «Социальные проекты и программы». Идея создания форума и премии «Woman who matters» возникла у меня в Harvard Business School. Я увидела, что множество женщин стремятся реализовать себя в бизнесе. Затем я проанализировала тенденцию среди западных компаний нанимать на руководящие должности женщин и выпускать продукты, которые могли бы сделать их жизнь лучше. В России женские проекты недостаточно развиты, поэтому я увидела здесь большой потенциал. В США, например, в последнее время много рекламных компаний, посвященных женщинам. Мне показалось, что это отдельный суперпозитивный тренд. Мне хотелось стать одной из первых в России, кто смог бы последовать этому тренду – тренду говорить о женских проектах, программах, которые направлены на поддержку и помощь женщинам в разных вопросах.
Сколько компаний подали заявку на участие в премии «Woman who matters» в этом году?
В прошлом году заявку на премию подали 120 компаний, 80 из которых стали победителями. В этом году мы сильно ужесточили условия, поэтому претендентов стало меньше. Мы думаем, что лауреатов в 2018 будет около 15. В этом году мы рассмотрим только большие проекты, существующие уже несколько лет на рынке и выполняющие значимую системную работу.
Кто из прошлых номинантов запомнился вам больше всего?
Мне очень понравился российский проект Danone «Mom’s Community». Это что-то вроде интернет-сети для всех сотрудниц организации. Там женщины могут общаться между собой по вопросам выхода из декрета, работы, кормления и т.д. В головном офисе Danone также существует проект «He For She». Идея заключается в том, что ментор-мужчина помогает женщинам продвигаться вверх по карьерной лестнице.
Также мне очень понравился проект сети MacDonald’s. Их команда создала женский комитет. Потом эта тенденция начала приживаться и в других компаниях.
Не могу не отметить проект Master Card, который для своих партнеров в Сколково делает бесплатные образовательные места для женщин, приглашает известных лекторов, спикеров. Скоро Master Card также запускает интересный фотопроект с неизвестными, но успешными женщинами и рассказывает об их достижениях. В основном это маркетологи, вице-президенты по маркетингу — немедийные личности, история которых также заслуживает внимания.
Отслеживаете ли вы дальнейшую судьбу награжденных проектов?
Конечно. Со всеми участниками проекта мы постоянно на связи. Скажу больше: премии и форума уже становится недостаточно. Сейчас все идет к созданию целой ассоциации компаний, которым интересна тема поддержки женщин. Это поможет организациям быть в курсе того, что происходит, и поддерживать отношения друг с другом на постоянной основе.
Приходилось ли вам лично по мере карьерного роста сталкиваться со стереотипами о способностях женщин? Гендерными разрывами внутри компаний? Разницей в зарплатах между мужской частью коллектива и женской?
Честно скажу, что не часто сталкивалась с этим. Но не секрет, что в компаниях (особенно в мужских) часто обидно шутят о женщинах и их способностях. Более того, некоторые организации (порой имеющие прекрасные внутрикорпоративные проекты для женщин) используют оскорбительные стереотипы о них в своей рекламе. У нас всегда есть внутренние споры в команде премии – стоит ли награждать такие компании?
Как вы сами отмечали, в России тема поддержки женщин развита не так сильно, как на Западе. Как вы оцениваете карьерные перспективы девушек, живущих в нашей стране?
Мы заимствуем очень много трендов и идей у западных коллег, поэтому я думаю, что тема поддержки женщин будет постепенно развиваться и становиться модной в России. Я уверена, что в ближайшее время на уровне государства будет создан какой-нибудь закон, который будет обязывать компании иметь определенное количество женщин в составе советов директоров. Тогда начнется паника среди рекрутеров. Они не будут знать как правильно это сделать, и мы думаем над тем, чтобы создать агентство, которое поможет в этом компаниям. Я чувствую, что мы стоим на пороге чего-то важного, и я рада оказаться у истоков этих позитивных изменений.
Какие русские компании или иностранные филиалы в России кажутся вам наиболее прогрессивными в отношении поддержки женщин на данный момент?
Почти все западные компании являются прогрессивными в этом плане. Например, Philips и Gedeon Richter недавно запускали большой проект, в котором сделали акцент на проверку женского здоровья, и это очень достойно. Estee Lauder постоянно устраивает в России встречи и public-talks со знаменитостями, где женщины могут обсудить важные темы. В рекламном плане мне очень нравится бренд Nike, который всегда делает фокус на женщин. Они стреляют по одной целевой аудитории, но по факту это производит эффект и на мужчин. А у Johnson & Johnson в офисах есть комнаты для кормящих мам.
Среди российских компаний я бы отметила World Class, так как у них есть отдельные спортзалы для женщин. Меня привлекает идея компании Ренессанс Страхование, которая создает специальный страховой продукт для женщин. Также в целом хочется отметить российские FMCG и фармацевтические рынки, где часто появляются интересные проекты.
На кого из русских или иностранных бизнесвумен/социальных деятелей вы ориентируетесь? Чей пример кажется вам достойным для подражания?
Мне нравятся королева Иордании Рания Аль-Абдулла, а также премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн, которая приходит на государственные заседания с мужем и с ребенком на руках. У нее очень открытые политические и жизненные взгляды, и моя мечта – пригласить ее к нам на форум.
Я также уважаю Джессику Альбу, которая делает продукты для женщин и детей и участвует в разных социальных проектах.
Как вы относитесь к движению #MeToo? Считаете ли вы, что это помогает решить проблему харассмента (в том числе, харассмента на работе)? Или выбранные активистками методы лишь провоцируют негатив в обществе?
Харассмент – очень тонкая и скользкая тема. Я с большим уважением отношусь к тем, кто находит смелость говорить об этом открыто, но важно не переходить границы. Что касается движения #MeToo в России – на мой взгляд, у нас нет такой силы СМИ, которая готова была бы поддержать его. Когда появились обвинения против депутата Слуцкого, немногие издания поддержали пострадавшую журналистку. Вопрос не решился, все осталось как и было.
Как вы считаете, действительно ли существуют «неженские профессии»? Или в современном мире женщины могут добиться успеха в любой сфере?
Мне кажется, что в современном мире нет разделения на мужские и женские профессии. Сейчас компании глобально пересматривают свои позиции. Например, за последние 10 лет количество женщин в IT-сфере выросло на 30%. Женщины показывают успехи, в том числе в советах директоров. Они приносят в команду креатив, внимание к деталям. «Чисто женские профессии» тоже скоро перестанут существовать. На мой взгляд, декрет для пап уже совсем скоро перестанет быть чем-то постыдным.
По какому принципу вы, как работодатель, выбираете девушек в свою команду? Какие качества вас привлекают? Что сейчас наиболее востребовано?
В свою команду я выбираю честных, надежных, старательных девушек с высокой самоотдачей и рвением, которые интуитивно чувствуют тонкости общения с клиентами и могут выстраивать с ними уважительные человеческие отношения.
Сейчас много говорят о бесполезности высшего образования. Как вы считаете, повышает ли диплом бакалавра или магистра шансы получить хорошую должность? Или лучше сделать упор на деловую литературу, личностные тренинги, специализированные курсы и практику?
Мне кажется, что это нельзя сравнивать, лучше совмещать образование с саморазвитием. Сейчас очень много открытых ресурсов, но в университет обязательно нужно идти. Возможно, между бакалавриатом и магистратурой стоит сделать паузу, попробовать себя на практике. Но шесть лет обучения – это обязательно, остальное – не в счет.
Что бы вы посоветовали нашим читательницам, стремящимся достигнуть карьерных высот?
Никогда не сдаваться. Делать, что можешь до тех пор, пока не получится. А получится обязательно, нужно лишь пробовать все пути и всегда быть на позитиве.