«Брачная история» режиссера Ноа Баумбака была представлена еще на «Венецианском фестивале» 2019. Однако не получила там наград.
Фильм мог бы взять реванш на «Золотом глобусе» 2020, где был заявлен сразу в пяти номинациях. Но в итоге победил только в категории «Лучшая актриса второго плана» (Лора Дерн). Теперь съемочная команда с нетерпением ждет (и наверняка не напрасно) номинаций на «Оскар» 2020.
Хотя призовые статуэтки, конечно, не главное. Куда важнее, что «Брачная история» — это очень правильное и очень (возможно, даже слишком) жизненное кино.
Фильм рассказывает о супружеской паре — нью-йоркском театральном режиссере Чарли (Адам Драйвер) и его жене, театральной актрисе Николь (Скарлетт Йоханссон).
У них все как у людей. Отношения начинаются очень красиво: знакомство, романтика, влюбленность, страсть, свадьба… А потом, как это часто случается в жизни, отношения дают трещину. Николь подает на развод, забирает сына и уезжает в Лос-Анджелес, где ей предложили съемки в новом сериале.
Чарли же просто не в силах принять происходящее и уверен, что жена вернется…
В этой истории нет ничего необычного. Это не фантастика, а совершенно рядовая ситуация для сотен тысяч людей в мире. Но именно в правдивой жизненности фильма вся его сила.
Очень часто подобные картины получаются скучными, с затянутыми диалогами и передозировкой драмы. В «Брачной истории» переживания и проблемы героев самые не надуманные.
Николь, например, понимает, что слишком растворилась в семье и муже, который толком не замечал ее. Не этим ли вопросом задаются миллионы женщин в браке?
Не менее натуралистично показан в «Брачной истории» развод. Все так типично: красивая love story оборачивается отвратительным скандальным разрывом, обнажающим все прежние обиды.
А ведь изначально супруги не собирались прибегать к услугам юристов. Но по закону жанра, не смогли договориться сами. В итоге герои встречаются в суде, где щедро поливают друг друга грязью через своих зубастых адвокатов.
При это Баумбак не делит своих персонажей на хороших и плохих. Нет: неприятные качества пробуждают в героях обстоятельства. И режиссер очень правильно подчеркивает: виноватых, по сути, нет — ведь у каждого своя правда.
К слову, Ноа Баумбак явно знает, о чем говорит. Когда ему было десять, на его глазах разводились родители. А в сознательном возрасте он сам пережил тяжелый развод с актрисой Дженифер Джейсон Ли. И хотя режиссер настаивает, что любые совпадения случайны, провести параллели не сложно.
Скарлетт Йоханссон, Адам Драйвер и Лора Дерн отыграли настолько шикарно, что веришь каждому взгляду. А усилила впечатление операторская работа. Техника, которую использовали на съемках «Брачной истории», присуща в основном формату интервью. А во время эмоциональных диалогов камера находится в одной точке, плавно следует за мимикой героя и выдает статику с разных ракурсов. Такой прием здорово сближает зрителя с персонажами. Складывается ощущение, что вы участник-наблюдатель этой семейной драмы.
Кстати, снимали фильм не на цифру, а на 35-миллиметровую пленку, которая обладает более мягкими тонами и светом. Это тоже хорошо сказалось на картинке: появилась особая семейная интимность.
автор: Евгения Подстольная