В первый день 2020 года на большие экраны нашей страны вторглось «Вторжение» Федора Бондарчука —продолжение блокбастера «Притяжение» 2017 года.
Фантастическая премьера была во всех смыслах ожидаемая. Особенно для любителей съязвить и разобрать по косточкам огрехи отечественного кино. Но тут провала не случилось. Кассового — уж точно. Да: при бюджете 660 млн заработал лишь около 700 млн. Но это все равно больше, чем собрали в прокате последние «Звездные войны» (632 млн).
Конечно, можно возразить, что для «Вторжения» все очень удачно спланировали. Долгие новогодние праздники, сдвиг зарубежных премьер — на что еще идти отдыхающим? Но все же фильм стал куда меньшим разочарованием, чем очередные «елки-палки», «менты с Рублевки» и остальные картины праздничного сезона.
Действие «Вторжения» разворачивается спустя пару лет после событий «Притяжения». Главная героиня Юля (Ирина Старшенбаум) закончила школу и поступила в университет.
А в свободное от учебы время девушка подвергается не самым гуманным опытам ученых. Они убеждены: после контакта с пришельцами в Юле растет непонятная и опасная сила.
Главный посыл «Притяжения» был в том, что люди уничтожают все неизведанное. Это банальный страх, который является сильнейшим из инстинктов. Если мы чего-то не понимаем, мы этого боимся и стремимся ликвидировать.
А стоило бы во всем разобраться прежде, чем агрессировать. Ведь корабль Хэкона не нападал на Землю. Его задел пролетавший астероид еще в космосе, а после по незнанию добили наши войска (а что же еще делать в непонятной в ситуации?). Так что лозунг «Это наша Земля!» был скороспешным: никто на наше и не посягал. Это и пыталась донести до всех Юля.
Во «Вторжении» вектор сменился радикально. Теперь это действительно вторжение на Землю. Причем происходит оно тоже по незнанию. Искусственный интеллект Ра, не разобравшись, слепо следует протоколу защиты. Он видит в Юле угрозу и всячески стремится ее извести. Кстати, в недавнем «Аванпосте» антагонистом был тоже Ра. У российских сценаристов коллективный разум — не иначе.
Но вернемся к сценарию «Вторжения». Он, конечно, не идеален. Имеются и вовсе вопиющие ляпы. Например, непонятно, почему космонавты с МКС не заметили надвигающийся на Землю огромный корабль Ра. Это можно было как-то обыграть. Но не стали.
Или вот еще. В первой части корабль Хэкона излучал волны, отключающие любую технику. Все приближающиеся к нему истребители стремительно падали на землю, а депутатишка с электронным кардиостимулятором и вовсе чуть не умер. Во «Вторжении» этот закон уже не действует. О нем забыли, как будто Люди в черном поработали.
А когда Юля убегает к вновь нарисовавшемуся Хэкону, он сразу предупреждает подругу: никаких технологий — а то отследят. И на следующее же утро героиня звонит по своему iPhone отцу. Отсюда вопрос: все такие глупые, что не догадались «проработать» звонок и определить местонахождение абонента?
Случился казус и с героем Александра Петрова, который по-прежнему играет влюбленного в Юлю Артема. Он, как и в первой части, примеряет высокотехнологичный экзоскелет Хэкона. Но потом «аксессуар» словно испаряется из сюжета — его судьба не известна.
Ну и самое главное. «Вторжение» — одна сплошная ода вооруженным силам РФ (кстати, снят фильм при их поддержке). И это очень раздражает. Моментами складывается впечатление, что смотришь пиар-ролик нашей армии. Причем паршивый: сплошное хвастовство и самолюбование.
Однако несмотря на все минусы, «Вторжение» есть за что и похвалить. Например, за операторскую работу Владислава Опельянца, которая особенно хороша в автомобильной погоне по предрассветной столице. А еще за графику. Некоторые сцены прорисованы на уровне Голливуда или хорошей компьютерной игры. И Федор Бондарчук топит Москву почти так же эффектно, как Джеймс Кэмерон — «Титаник».
Если же говорить об актерах, то все комплименты — разумеется, Олегу Меньшикову (великолепен!) и Риналю Мухаметову, который не сильно отстал от старшего коллеги.
Александр Петров, если без придирок, в целом тоже неплох. Правда, напоминает своего же Гоголя, причем контуженного. А вот Ирина Старшенбаум деревянно-неубедительна. Но есть и хорошая новость: в кадре ее не так много. Несмотря на то, что ее Юля — главная героиня, на экране превалируют другие персонажи.
Стоит отдать должное грамотно обыгранной проблеме современного мира: с помощью цифровых технологий можно сделать абсолютно все. И это очень страшный факт.
В общем, «Вторжение» — весьма внятное кино, как бы над ним не посмеивались. И если не задаваться целью «окунуть мордой в грязь» съемочную команду, то попытка снять качественный блокбастер (самый сложный для нашего кинематографа жанр, между прочим) засчитана.
Да, тема пришельцев не нова: Голливуд отработал ее еще в нулевых. Но нужно же нам с чего-то начинать. И уж лучше как во «Вторжении»: без тупых пошлых шуток, но с хорошими актерами, поучительно-драматической составляющей и с учетом прошлых ошибок.
Жаль только, что, пока мы набираемся опыта, «вылетают в трубу» миллионы и миллиарды рублей.
автор: Евгения Подстольная