Сначала две награды «Золотой глобус» 2020. Потом — сразу семь премий BAFTA 2020. По закону кинопремий, военную драму «1917» ждал триумф и на «Оскаре» 2020. Однако большой куш сорвали корейские «Паразиты»…
Тем не менее: фильм «1917» все равно сейчас у всех на устах. Что же в нем особенного?
Для начала, «1917» — детище именитого британского режиссера Сэма Мендеса. Это он снял «Красоту по-американски». И это был его очень громкий дебют. Лента стала культовой и отхватила пять «Оскаров» и три «Золотых глобуса». Пусть журнал Premier и включил ее в список самых переоцененных фильмов всех времен.
На счету Мендеса также два фильма об агенте 007 с Дэниелом Крейгом. А еще Сэм Мендес — бывший супруг Кейт Уинслет. В общем, он настоящая знаменитость.
В случае с «1917» Мендес блеснул еще и как сценарист. Причем он написал очень личную историю. Его дед прошел Первую мировую. Именно из его рассказов соткан сценарий. Возможно, поэтому картина получилась такой пронзительной.
Весь фильм — это лишь сутки 1917 года. Разгар Первой мировой войны. Генерал британской армии дает двум капралам особое задание: доставить Девонширскому полку приказ об отмене нападения на противника.
Чтобы выполнить миссию, необходимо пройти по территории, оставленной немецкими войсками. Насколько она безопасна — никто не знает. Риск огромный. Но генерал готов пожертвовать двумя солдатами ради полка, в котором 1600 человек.
Младший капрал Блэйк соглашается на задание не раздумывая: в Девоншрском полку его старший брат. Капрал Скофилд от идеи не в восторге, но бросить товарища не решается. И вот они отправляются в опасный путь.
При этом напыщенного патриотизма и клишированного героизма в фильме нет. «1917» — вообще парадоксальная военная драма. «Мясо» и батальные сцены здесь как таковые отсутствуют. Зрителя «не окунают головой» в кошмар войны. Насколько все страшно, дают понять через судьбы «обычных» молодых парней.
Они вырваны из привычной жизни и вынуждены выполнять приказы. Они не хотели воевать и убивать, поэтому при встрече с противником по большей части бегут. У них одно, понятное любому желание, — выжить и вернуться домой.
В этом плане «1917» не про войну, а про то, как она ломает и меняет человека, на что он становится способен.
Донести эту мысль до зрителя Сэм Мендес доверил начинающим актерам Джорджу Маккею и Дину-Чарльзу Чепмену. Их неопытность усилила основной посыл: насколько «зеленые» еще ребята беспомощны перед жестоким лицом войны, которую начали не они.
Крупнокалиберные звезды Колин Ферт, Марк Стронг, Бенедикт Камбербэтч и Эндрю Скотт исполнили в «1917» роли второго плана. Но весь ужас войны показали не они. Это сделала искусно созданная атмосфера.
В первую очередь — декорации. Они настолько натуралистичные, что у «трупов» пришлось расставить таблички с надписью о бутафории. Ведь сердобольные местные жители кинулись помогать истекающим кровью, не зная, что снимают фильм.
И конечно же, колоссальная работа 70-летнего оператора Роджера Дикинса. Ему нужно было «скользить» за героями от начала и до конца. А путь был тернист. И это еще мягко сказано. Ведь снимали на натуре, а не в павильоне: окопы, воронки с грязью, река, разрушенный мост… Чтобы пройти все это, использовали и стэдикамы (носимые системы стабилизации камеры), и краны.
А теперь представьте, насколько сложно передать из рук в руки камеру и подсоединить ее к крану, не нарушив план. Учитывая, что любой обвес с камерой — это минимум 10 кг. А сколько рисков! Вдруг кто-то оступится или актер забудет реплику? Неудивительно, что команда «1917» готовилась и репетировала целых полгода.
А оператор Роджер Дикинс еще и непрерывно сверялся с прогнозом погоды. Ему требовалась облачность. Только она дает рассеянный естественный свет, необходимый для съемки без изменений настроек камеры.
Все эти трудности Роджер Дикинс и его сотрудники блестяще преодолели. Когда смотришь «1917», кажется, что камера следует за героями одним непрерывным кадром. Плюс пролеты на 360 градусов, которые еще больше нагнетают атмосферу. Так что «Оскар» в номинации «Лучшая операторская работа» вполне заслужен.
А завершает дело музыка. Ее написал Томас Ньюман, который просто беспощадно сыграл на струнах человеческой души. Страх, отчаяние, горе — музыка настолько цепляет, что сопереживать начинает даже зритель с каменным сердцем.
автор: Евгения Подстольная