На «Оскаре» 2020 корейская драма «Паразиты» неожиданно обошла очевидных, на первый взгляд, фаворитов — «1917» и «Джокера».
«Паразиты» — это первый в истории «Оскара» фильм, признанный лучшим и снятый не на английском языке. В общем, «Паразиты» — действительно сенсация. И это вызывает логичный вопрос: за что такая честь? Спрашивали — отвечаем.
Очень талантливый режиссер
Корейский режиссер Пон Джун-хо — в самом деле мастер своего дела. Просто его очень мало знают даже киноэксперты.
Но по-настоящему талантливый человек всегда найдет дорогу к славе.
И пусть не без помощи влиятельных людей, но в мае 2017 года Пон Джун-хо впервые заявил о себе миру на Каннском фестивале с фильмом Окча». А спустя два года выиграл там Пальмовую ветвь с «Паразитами». Одновременно это была заявка и на «Оскар» — которую, впрочем, непритязательный зритель не воспринял всерьез. А зря.
Пон Джун-хо в «Паразитах» не только режиссер, но и сценарист. Причем по его словам, история родилась буквально из воздуха: «Как будто эта идея всегда была со мной».
Острая социальная тема
Фильм рассказывает о нищей корейской семье. Родители и двое их взрослых детей живут в полуподвале и зарабатывают сборкой картонных коробок для пиццы. Дохода хватает на перекусить лапшой — и только. Даже на Wi-Fi денег нет.
Но семейство не унывает. Ловит Wi-Fi в кафе неподалеку и утешается тем, что они ничем не хуже остальных. На самом деле эти бедняки в какой-то степени даже лучше многих — но только до тех пор, пока одному из сыновей не предлагают работу репетитором в богатой семье.
Парень соглашается. А затем вслед за ним в богатый дом подтягиваются на разные должности и остальные члены семейства. И ради этого они готовы притворяться, что не знакомы, бесконечно врать и изворачиваться.
Чувствуете, как оригинально, ловко и беспощадно режиссер Пон Джун-хо обнажил подноготную социального неравенства?
Фильм «Паразиты» — это уникальный жанр
Вообще-то Пон Джун-хо преимущественно снимает фильмы… про мутантов. В основном это фантастика и ужасы:
«Вторжение динозавра» (2006), «Сквозь снег» (2013), Окча» (2017)».
И вот, что интересно: «Паразиты», отпугивающие обычного зрителя уже одним названием, — тоже рассказывает о своего рода мутантах. Ведь герои действительно мутируют, когда начинают подстраиваться под удобные обстоятельства.
При этом «Паразиты» — это одновременно триллер, драма и даже комедия. Пон Джун-хо умело жонглирует жанрами, подобно Квентину Тарантино. Семейная драма оборачивается социальной сатирой и даже кровавой бойней.
Более того: режиссер пошел дальше и «приправил» и без того сложный микс сюрреализмом, граничащим с правдоподобием, и многочисленными метафорами. А на такое способен только настоящий виртуоз!
У «Паразитов» особенный стиль и своя атмосфера
Азиатское кино всегда отличал свой почерк. Оно не похоже на голливудское и европейское. Оно всегда авторское и личное. Оно на любителя. Его трудно описать.
Все эти составляющие ДНК азиатского кино Пон Джун-хо бережно сохранил. Но и свои пять копеек (точнее — корейских вон) не забыл вставить. Это особенно заметно в манере съемки. Операторская работа в «Паразитах» создает ощущение липкой тесноты: как будто вы ютитесь в убогой конуре вместе с героями. И такой прием просто вынуждает зрителя попытаться понять и крепко задуматься. А не в этом ли миссия кино?
автор: Евгения Подстольная