Пандемия коронавируса многих заставила многих вспомнить фильм «Заражение» 2011 года. Это не случайность. Ведь кажется, режиссер ленты Стивен Содерберг умеет видеть будущее. Как иначе объяснить, что он пугающе точно предсказал весь ужас коронавируса.
С начала 2020 года вышло много новых хороших фильмов. Но в топе киночарта iTunes сейчас фильм «Заражение» 2011 года. То есть люди готовы заплатить $13 за просмотр картины десятилетней давности.
Похоже, «Заражение» — индикатор нынешнего душевного состояния всего мира. Потому что в нашей жизни появился COVID-19. Он заражает и убивает людей, принуждает к карантину и самоизоляции. По миру пустуют самолеты и отели, отменяются футбольные чемпионаты, закрываются школы, а ожидаемые кинопремьеры отодвигаются до лучших, «здоровых» времен.
Вместе с тем коронавирус устроил экономический и политический апокалипсисы. Фондовые биржи демонстрируют рекордное падение. А обычные люди понятия не имеют, чего теперь ждать от и без того непредсказуемых лидеров государств.
Неудивительно, что в этот напряженный период многие вспомнили «Заражение». Ведь будоражащий фильм рассказывает о точно такой же катастрофе.
«Заражение», в котором снялись Мэтт Деймон, Гвинет Пэлтроу, Марион Котийяр, Кейт Уинслет и Джуд Лоу, вышло в сентябре 2011 года. Тогда фильм выглядел просто «киноаттракционом». Пугающий, стильный, мелодраматичный, но при этом достаточно правдоподобный. Это было как теория о жизни во время пандемии.
Сейчас же «Заражение» — наглядный пример того, что с нами будет в худшем из вариантов развития ситуации. Теперь «Заражение» — своего рода объяснительная драма.
Стивен Содерберг предсказал все. Китай: в фильме тоже все началось с его густонаселенных районов с антисанитарийными условиями. Версия, что вирус создан как биологическое оружие, в картине тоже есть. И отсутствие вакцины.
Утешает, что неизвестный вирус в картине намного страшнее коронавируса. На первых же минутах от него умирает шесть персонажей. Один из них — героиня Гвинет Пэлтроу, которая и становится тем самым нулевым пациентом. Вскрыв ее череп, врачи в шоке. Это заметно даже через их многослойные защитные костюмы. И один из докторов спрашивает: «Должны ли мы рассказать кому-то?». В ответ звучит: «Зови всех».
Эта сцена — очень важный момент. Потому что Китай поначалу умалчивал о коронавирусе. А тем временем своевременная информация очень важна при эпидемиях. Режиссер Стивен Содерберг и автор сценария Скотт З. Бернс особенно на это упирают. По ходу сюжета они как бы объединяют зрителя с кризис-менеджерами, учеными и чиновниками. Все ищут рациональные ответы, разрабатывают стратегии сдерживания вируса и работают над вакциной.
Другой показательный момент. Избранное правительство оказывается в этой ситуации практически бесполезным. Знакомо, не правда ли? В фильме бессилие властей демонстрируют Лоренс Фишберн (он бюрократ, который важничает и хмурит брови) и Брайан Крэнстон (адмирал, который просто зачем-то вопит про военную мощь).
Бросить настоящий вызов эпидемии тем временем решаются гражданские. Простые медики (Марион Котийяр и Кейт Уинслет), вездесущий блогер (Джуд Лоу) и овдовевший мужчина (Мэтт Деймон) пытаются выяснить главное — откуда взялся вирус и как его победить.
Столь звездная компания спасителей мира должна была бы снизить уровень стресса у зрителя. Но на самом деле смотреть «Заражение» жутко. Особенно на карантине. Режиссер Стивен Содерберг как никто умеет встревожить.
Чего стоит вступительная сцена. Камера «следит взглядом» за заболевшими. Они кашляют в общественном транспорте, касаются дверных ручек и посуды в кафе, держатся за поручни на эскалатора…
Зритель понимает: в каждый из этих моментов происходит инфицирование. А «невротические» синие, оранжевые и красные оттенки фильма только нагнетают атмосферу.
Потенциальное число погибших в фильме «Заражение» — 70 миллионов. В сравнении с прогнозами по заражению коронавирусом эта цифра кажется фантастической. Но 6 500 смертей, опустевшие улицы, всюду люди в масках и паника для нас уже реальны.
Но давайте надеяться, что Стивен Содерберг — и вправду предсказатель. Потому что в его «Заражении» все кончилось благополучно. Ну и ответственно относиться к своему здоровью. Тщательно мойте руки, по возможности самоизолируйтесь или хотя бы избегайте людных мест и постарайтесь не паниковать.
Следуя этим правилам, Китай смог обуздать коронавирус за три месяца. А это о многом говорит.
Еще 5 фильмов об эпидемиях
«Маска красной смерти» (1964). Экранизация мистической новеллы Эдгара По. По сюжету некий принц устраивает костюмированный бал во время чумы. Разумеется, этот праздник станет для него последним.
«Перевал Кассандры» (1975). В экспрессе из Женевы в Стокгольм находится террорист, инфицированный неизвестной формой легочной чумы. Вакцины от нее нет. И пока террориста разыскивают по вагонам, он успевает заразить других пассажиров. Тогда главный герой принимает решение сменить курс поезда к перевалу Кассандры.
В фильме снялись суперзвезды прошлого столетия: потрясающие Софи Лорен и Ава Гарднер, Ричард Харрис, Берт Ланкастер и Мартин Шин.
«Эпидемия» (1987). Психоделический и постмодернисткий хоррор Ларса фон Триера с ним в же в одной из ролей. Два сценариста работают над фильмом о неизвестной смертельной болезни. И параллельно мир в самом деле охватывает неизвестная инфекция.
«Слепота» (2008). Мегаполис охватывает неизвестная эпидемия: люди беспричинно теряют зрение. Здоровой
остается лишь одна женщина — героиня Джулианны Мур. Она — последняя надежда горожан.
«Последняя любовь на Земле» (2010). Фильм про очень необычную эпидемию: когда люди теряют не здоровье и иммунитет, а способность чувствовать. Главные герои — Юэн МакГрегор и Ева Грин, считавшие свое знакомство просто интрижкой, понимают: теперь они уже не могут друг без друга. По крайней мере до тех пор, пока чувства с ними.
Автор: Евгения Подстольная