К 100-летию режиссера Федерико Феллини отреставрировали и перезапустили ленту «Сладкая жизнь». Эта картина — одна из значимых работ великого итальянца. Фильм-скандал. Фильм-шедевр. Вы просто не сможете оторвать глаз. И вот, почему
«Сладкая жизнь» — это омерзительно прекрасно
«Сладкая жизнь» рассказывает о нравах светского общества в Италии конца 1950-х годов. Федерико Феллини срежиссировал фильм и сам же написал сценарий, сыграв на контрасте. В кадре все невероятно красиво — будь то великолепный Рим, блестящие рауты, статный Марчелло Мастроянни или ослепительная шведка Анита Экберг.
Но вот парадокс: герои и происходящее вызывают едва ли не отвращение. Пустые нарядные женщины и никчемные мужчины в идеальных костюмах тонут в реках шампанского, скучают даже на оргиях и ходят по краю пропасти, чтобы хоть как-то развеять скуку.
Маэстро Феллини без прикрас показал итальянскую элиту. Да так ядовито, что его обвинили в богохульстве и аморальности. Ватиканская газета даже призвала своих читателей бойкотировать ленту.
А в Испании «Сладкую жизнь» и вовсе запретили и не показывали вплоть до 1975 года.
И даже терпимые американцы сделали к «Сладкой жизни» пометку, похожую на современную «потенциально неприемлемый контент».
«Сладкая жизнь» основана на реальных событиях
Идея фильма «Сладкая жизнь» пришла к Федерико Феллини после скандала, прогремевшего на всю Италию в 1953 году.
Тогда на берегу рыбацкой деревушке нашли труп 21-летней Вильмы Монтези. Дело стало одной сплошной загадкой. Погибшая была частично раздета, но признаков сексуального насилия и насильственной смерти не было. Девушка была не местная. Но как она очутилась так далеко от дома — непонятно.
Обстоятельства смерти Монтези так и не выяснили. Но полиция тем не менее обнаружила много шокирующих моментов в связи с этим делом. Выяснилось, что неподалеку от того места, где было найдено тело Монтези, итальянская элита устраивала оргии с наркотиками. В истории оказался замешан сын министра иностранных дел Италии, из-за чего последний лишился поста.
А несчастная Вильма Монтези стала в итоге гигантской мертвой рыбой, найденной в конце «Сладкой жизни». Так Федерико Феллини напомнил о той порочной истории.
Благодаря «Сладкой жизни» появился термин «папарацци»
Слово «папарацци» впервые прозвучало именно в «Сладкой жизни». У фотографа знаменитостей в фильме фамилия Папараццо. Использовать ее как термин и во множественном числе придумал Федерико Феллини.
«Фамилия Папараццо звучит как жужжащее мечущееся насекомое. Так что мне пришло на ум слово pappatacio, которым итальянцы называют надоедливых комаров», — объяснил режиссер в интервью.
На премьере «Сладкой жизни» Феллини оплевали. В буквальном смысле
Миланская премьера «Сладкой жизни» с треском провалилась. Возмущенная публика свистела и шипела «Как не стыдно!». Фильм показался ей безнравственным.
А на выходе из кинотеатра Феллини ждали выкрики «коммунист!» и «атеист!». Один из зрителей даже плюнул в режиссера.
Но сам Феллини позже вспоминал премьеру как «занимательный вечер».
«Сладкая жизнь» рассорила Феллини с великой итальянкой Луизой Райнер
Луиза Райнер— первая в истории актриса, получившая два «Оскара». Она ушла из кино еще в далеком 1940 году. Но Феллини уговорил ее вернуться и сыграть в «Сладкой жизни».
Та согласилась, что называется, не глядя — чисто из симпатии к талантливому режиссеру. А потом узнала, что будет играть пожилую нимфоманку, влюбленную в главного героя.
Актриса начала настаивать на переделке персонажа. Поначалу Феллини уступил и кое-что переписал. Но договориться он и Райнер так и не смогли, рассорившись в пух и прах. Разобиженный Феллини безжалостно вычеркнул даму из истории.
В «Сладкой жизни» не хватает особенно жестокой сцены
Главная идея «Сладкой жизни» — пустая праздность героев. В фильме он оборачивается нелепым самоубийством.
Но на самом деле Феллини снял еще один страшный эпизод. В нем герои бесстрастно наблюдают, как заживо сгорает пловец, когда от выброшенной сигареты поджигается бензин на поверхности бассейна.
Но вы ошибаетесь, если думаете, что Феллини вырезал сцену из жалости к вашим нервным окончанием. Режиссер вовсе не считал, что это слишком. Просто решил, что фильм и без этого достаточно длинный.
В фонтан Треви плеснули водки
Сцену в фонтане Треви снимали целую недели. Это было зимой 1959 года, но красавица Анита Экберг мужественно простояла в холодной воде ни один час.
Марчелло Мастроянни похвастать такой же стойкостью не мог. Его не спас даже гидрокостюм под одеждой. В итоге согрелся актер только целой бутылкой водки, знатно опьянел и отыграл-таки сцену.
Феллини «зарубил» 5000 (!) актрис на роль Паолы
Девушка-подросток Паола олицетворяет в «Сладкой жизни» невинность среди разврата.
Феллини видел эту героиню совершенно особенной. Поэтому дотошно искал свою Паолу среди сотен и даже тысяч детей. Съемки фильма были уже в разгаре, а кастинг на роль Паолы все еще продолжался.
Самое забавное, что Валерия Чианготтини, сыгравшая в итоге в фильме, нашлась буквально по соседству с домом Феллини. Она была дочерью одного из приятелей режиссера.
Автор: Евгения Подстольная