27 марта 1963 года родился Квентин Тарантино — энфан-террибль американского кино, «оскароносный» режиссер и необычный человек, подаривший миру фильм «Криминальное чтиво».
Однажды едкий журналист спросил Тарантино: «Вам не кажется, что лучше «Криминального чтива» вы так ничего и не сняли?». На что Квентин невозмутимо ответил: «А кто снял?». Рассказываем, как появилась культовая картина. Спойлер: рождение шедевра проходило в тяжких муках.
«Дорогой автор сценария, вы вконец охренели?»
Идея «Криминального чтива» родилась у Квентина Тарантино еще в 1986 году. На тот момент он был бросившим школу неопытным нищим парнем. Он жил в комнатушке без собственного душа и самостоятельно рассылал свои сценарии киностудиям.
Подрабатывал Тарантино в видеопрокате кассет. Собственно, там Квентину и пришла мысль собрать в одном фильме самые распространенные клише и штампы из боевиков и гангстерских картин. Название «Криминальное чтиво» пришло из 1920-х: так в то время называли сомнительного качества детективные рассказы из бульварных журнальчиков.
Но киностудиям специфичная идея не понравилась. Они отвечали, что ненормативная лексика и абсурдные кровавые бойни Тарантино — это «гнусная, вульгарная чернуха».
Один возмущенный рецензент даже не поленился подробно ответить Тарантино в его же духе — письмом с большим количеством слов на букву «Х». Вот его содержание: «Дорогой автор, вы вконец охренели? Как у вас наглости хватило прислать мне эту хреновину! Вы, на хрен, с ума спятили! Вы хотите знать мое мнение об этом хренарии? Так вот, отсылаю вам назад вашу хренотень. Идите на хрен!».
Мертвый кролик и муки совести
Пока никто не брал «Криминальное чтиво», Тарантино написал и удачно пристроил «Бешеных псов». «Бешеные псы» стали самой обсуждаемой картиной 1992 года и принесли Тарантино гонорар в $50 000. На эти деньги режиссер отправился в Амстердам — шлифовать «Криминальное чтиво».
«Мне наконец не нужно было переживать по поводу денег. Я чувствовал себя нереально крутым — настоящим писателем, ищущим вдохновение в чужой стране. Я поселился прямо у воды, с утра бродил по городу, а потом садился и писал весь день, выхлебывая литры кофе».
Писал Тарантино от руки — с ошибками и отвратительным почерком. Поэтому по возвращении в Америку, он отдал сценарий машинистке и своей подруге Линде Чен.
Она же приютила у себя режиссера, который все еще не обзавелся собственной недвижимостью. Чен поставила только одно условие: Тарантино должен был приглядывать за ее кроликом по кличке Сладкая Зайка, пока она на работе.
Нянька из Тарантино получилась паршивая: кролик умер. Мучимый угрызениями совести, Квентин назвал в честь Зайки одну из второстепенных героинь «Криминального чтива». Потом ее сыграла Аманда Пламмер.
Харви Вайнштейн: «Первая сцена — просто отвал башки! Дальше все так же круто?»
После успеха «Бешеных псов» студии уже не пренебрегали Тарантино так откровенно. Однако за провокационное «Криминальное чтиво» все равно никто не брался. Все считали, что это «слишком».
Единственным смелым оказался ныне опальный продюсер Харви Вайнштейн.
«Это что — телефонный справочник?» — фыркнул он, впервые увидев сценарий. В нем было 159 страниц вместо стандартных 115. Но Вайнштейн начал читать. И уже через два часа орал в трубку с борта своего частного самолета: «Первая сцена — просто отвал башки! Там и дальше все так же круто?».
Еще через час Харви перезвонил снова: «Ты сошел с ума? Застрелил главного героя посреди фильма!». Квентин Тарантино посоветовал ему продолжить читать.
Вайнштейн так и потупил, а закончив, объявил, что он в деле. Причем выразился режиссер на языке тарантиновских героев: «Если хоть одна живая душа, кроме меня, увидит этот сценарий, я переломаю вам ноги». Харви уже знал, что наткнулся на золотую жилу.
Джон Траволта, которого никто не хотел, и Ума Турман, которую никто не знал
Фильм «Криминальное чтиво» зажег звезду Умы Турман. А ведь она не горела желанием играть в этом кино.
Ума Турман: «Мне было 23 года. Я только начинала и была приличной девочкой. А тут — предложение сняться в таком дерзком фильме с наркотой и сценой изнасилования. Квентин очень долго меня убеждал. Итог всем известен. «Криминальное чтиво» принесло мне «оскаровскую» номинацию».
В свою очередь, Джон Траволта играть хотел, но не хотели его. До «Криминального чтива» у него были сплошь коммерчески успешные, но бездарные безвкусные фильмы-стрелялки — и в Голливуде махнули на него рукой.
Но Квентин Тарантино был уверен, что вышедший в тираж Траволта справится с ролью харизматичного бандита. И он утвердил его на главную роль, вопреки мнению Харви Вайнштейна.
Продюсер был в бешенстве. Вот, как вспоминает тот момент менеджер Квентина Тарантино: «Я сказал Харви, что у нас за дверью толпа покупателей, готовых оторвать сценарий с руками, и что у него 15 секунд, чтобы согласиться на Траволту. Я начал считать. Дошел до восьмерки — только тогда Харви сдался».
А потом, посмотрев смонтированную ленту, Вайнштейн пошутил: «Слава богу, что именно мне пришла мысль взять Траволту на главную роль».