Дискриминаций в нашем мире много, но самая глупая, на мой взгляд, это дискриминация цвета. Почему одни цвета в одежде, например, считаются мужскими, а другие женскими? Разве мужчина, надевший оранжевый или фиолетовый свитер, разом превратится в женщину и потеряет все свои маскулинные качества? Или почему многие считают, что мужчина не различает оттенков? Несмотря на то, что дальтонизм возможен только у представителей сильного пола, это совершенно не означает того, что все они дальтоники. Больше всего я не люблю, когда взрослых людей пытаются приравнять к детям или животным. Вероятно, мужчины тоже начали подозревать, что их притесняют и ворвались в мир моды в розовых кофточках. А что? Еще несколько лет назад этого невозможно было представить, а сейчас розовое худи – это буквально мастхэв любого базового гардероба. Согласитесь, что нет в этом мире более гендерно окрашенного цвета, чем розовый и тут такие перемены. Цель моей статьи разобраться в том, когда же все-таки произошла революция цвета и разрушить стереотипы тех, кто все еще в танке.
На самом деле, розовый не всегда был цветом женским. В европейской культуре на рубеже XIX–XX веков дети зачастую носили одинаковые белые платья, которые легко было отбеливать. Голубой и красный цвета носили религиозные коннотации: один изображал цвет тепла, любви, жизни и животворной энергии, а другой — бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Поэтому в отношении детей использовались два этих цвета, но не в ярких, а пастельных тонах, что в принципе обозначает юность и непорочность. Кстати, Дева Мария зачастую изображалась в голубых одеждах. И именно поэтому голубой стал одним из любимых цветов платьев для девочек, а мальчиков иногда предлагали наряжать в розовый как приглушенную версию красного, ассоциировавшегося с мужественностью.
До сих пор не существует единого мнения относительно того, в какой решающий момент розовый стал «женским» цветом. Теорий на этот счет много, но чаще всего они порождают еще больше вопросов. Конечно, во многом развитие поп-культуры в США повлияло на возникновение дихтомии розовый – голубой, и в послевоенные годы разграничение этих двух цветов по половому признаку стало особенно четким. Но все эти причины являются лишь малой частью того социального процесса разделения, которое происходило в обществе.
Все источники сходятся в одном, идея о необходимости различать детей по полу при помощи цветов начала входить в моду в начале XX века. Мне больше всего в этом вопросе импонирует маркетинговая стратегия: заставить родителей покупать больше детской одежды, а то и целиком новый гардероб, просто потому что «розовый для девочек». К слову, здесь стоит отметить, что цвет одежды вашего ребенка никаким образом не сможет повлиять на его восприятие мира, ощущения или ориентацию. Все-таки здесь большее значение играет поведение родителей, компания, школа и те агенты социализации, которые будут встречаться на пути вашего чада. Я надеюсь, что вы не думаете, что дети Канье Уэста или Тимати вырастут готами, потому что их одевают в черный? Это просто стильно, вот и все.
Что же произошло в настоящем? Вестник уличной моды Highsnobiety называет розовый одним из ключевых трендов 2015 года в моде. Гоша Рубчинский предлагает треники и парки, Supreme — худи, Раф Симонс для Adidas Originals придумал мужские кроссовки цвета сахарной ваты, у Our Legacy целый ворох розовых вещей — рубашки, водолазки, свитеры, парки — в диапазоне от светло-вишневого до фуксии. А фото рэпера Дрейка в розовой майке уже стало мемом. В следующем году Pantone продолжил величать розовый, ровно также как и в 2017. И именно за эти три года глобальная революция цвета, которая касается не столько цвета сколько восприятия половой идентичности в моде. Мужчины массово скупали розовые свитшоты, а женщины нападали на стеллажи с мужскими футболками. Появилась свобода, появилась возможность эту свободу визуально выражать, пропали предрассудки, и все это произошло, потому что подросло любимое прессой поколение милленеалов – людей выросших с компьютером в руке, гуглом, отвечающим на все вопросы, понимающими, что такое равноправие и почему we should all be feminist.
Мужчины ровно, как и женщины выбрали для себя наиболее удобный путь развития – путь открытости. Теперь не приходится корчить из себя «реального мужика» — грубого и невежественного, который «чуть лучше обезьяны», потому что в прогрессивных городах, в развитых странах будет сложного встретить «реальную женщину» – бесправную и безвольную. И это не говорит о том, что женщины перестали рожать, а мужчины прекратили работать и носить тяжести, нет. Просто стало проще, теперь мода не пропагандирует отличие, не пропагандирует того, что женщина с одной планеты, а мужчина с другой, взращивая между ними бетонную стену. Наоборот, каждый из нас сделал шаг на пути к самому себе. Мужчинам вдруг стало приемлемым говорить о своих чувствах, носить красочные носки и вообще следить за модой. А женщинам разрешили ходить в бойфрендах и кроссовках. Новое поколение хорошо не тем, что оно новое, и никто не говорит, что прошлые были хуже, нет. Просто изменилось время и наше настоящее хорошо тем, что в нем куда меньше стереотипов, и каждый может выразить себя так, как ему угодно. И в этом выражении он всегда сможет найти поддержку. Придерживаетесь классического восприятия внешнего вида и семьи? Вас поддержат. Носите розовый, колготки и в сетку и слушаете реп? Пожалуйста. Меньше предрассудков – больше счастья. Я вижу это именно так.