Ученые из трех американских университетов в исследоваии, опубликованном в журнале Big Data, описали механизм, с помощью которого соцсети составляют портрет аудитории для рекламодателей.
К примеру, фейсбук учитывает не только личную информацию из профиля, но и понравившиеся страницы — это ключевой индикатор интересов пользователя. По ним можно определить сексуальную ориентацию, IQ, отношение к курению и алкоголю, политические убеждения и вероисповедание. Для этого достаточно проанализировать около восьми страниц, которые вы лайкнули, утверждают исследователи.
Так, например, соцсеть относит к гомосексуальной аудитории людей, у которых в интересах Леди Гага, Кампания за права человека, сериал «Настоящая кровь» и Гарри Поттер.
В среднем на определение сексуальной ориентации алгоритму нужно 3,5 интереса. Это кажется компьютеру простой задачей. Чтобы по понравившимся страницам определить мусульманина, программе потребуется более 11 лайков, а человека, употребляющего наркотики, система распознает по 12 интересам.
«Эти заключения могут быть ошибочными из-за нехватки информации или неподходящего моделирования, — отмечается в исследовании. — А некоторые пользователи вовсе не хотят делиться личными характеристиками».
Чтобы «взломать» логику фейсбука, исследователи воспользовались данными приложения My Personality, в котором открыто хранились сведения о 164 883 американцах. Часть информации была взята из профилей пользователей, часть — из публичных действий в соцсети.
В другом исследовании психологи использовали профили и любимые сообщества школьников вконтакте, чтобы составить психологический портрет поколения.