Запрет или разрешение — к чему склоняются законодатели?
Законодательство об абортах — актуальная проблема практически для любой развитой страны. Насколько обширной не была бы законодательная база в этой сфере, в нее все равно периодически пытаются внести коррективы — не только политические партии, но и религиозные сообщества. Какие вопросы волнуют защитников репродуктивных прав женщин в эту минуту?
Детский обмудсмен призвала урезать финансирование клиник, делающих аборты
У проблемы с увеличением числа абортов нет простого решения. Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова на днях предложила свое видение борьбы с ней:
«Полагаю необходимым рекомендовать правительству РФ принять дополнительные меры, направленные на ограничение продажи в аптеках абортируемых лекарственных препаратов».
Анна также выдвинула предположение о том, что клиники должны быть финансово заинтересованы в сохранении беременности, а не в ее искусственном прерывании. По ее мнению, стоит изменить систему оплаты труда врачей так, чтобы она зависела от количества проведенных абортов.
Заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина и главный акушер-гинеколог Минздрава России Владимир Серов буквально за считанные часы после заявления Кузнецовой поставили под сомнение эффективных подобных запретительных методов. «Это классический пример того, как чиновники пытаются решать проблему непродуманными и опасными запретами, не понимая ни сути, ни причин возникновения проблемы», — заявила Пушкина. Владимир Серов и вовсе попросил помнить о том, что такие меры бессмысленны и ни к чему хорошему не приведут.
Добровольный отказ от абортов на время пандемии
Русская православная церковь давно обозначила свою позицию в отношении абортов. В сентябре 2016 года патриарх Кирилл поставил подпись под петицией о запрете абортов. Создатели петиции требовали полностью запретить медикаментозное и хирургическое прерывание беременности.
2 мая 2020 года Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства предложила ввести жесткий мораторий на аборты на время пандемии новой коронавирусной инфекции. Такую рекомендацию секретарь комиссии Федор Лукьянов аргументировал тем, что аборт является плановой операцией, а не лечебной процедурой. В качестве аргументации также была использована возможность повышения риска заражения женщин коронавирусом во время аборта. Комиссия рекомендовала сделать это как частным, так и государственным клиникам.
Сексуальное воспитание поможет снизить число абортов
Комментируя инициативу Анны Кузнецовой в своем Telegram-канале, Оксана Пушкина затронула важную, но не менее сложную тему. Отсутствие полноценного сексуального образования с просвещением подростков не только о контрацепции, но и о последствиях нежеланной, но все-таки случившейся беременности, служит фактором, усугубляющим ситуацию с абортами в РФ. Пушкина резонно замечает, что для многих жительниц страны рождение ребенка остается основным риском «скатывания в бедность». Снизить аборты, по ее мнению, сможет только сексуальное просвещение и решение социальных проблем, а не принудительное давление на врачей и женщин, задумывающихся об аборте.
В Хорватии отказываются использовать анестезию во время абортов
Как бы дико это не звучало в 2020-м, но в этом государстве давно практикуют аборты «наживую». Сейчас ситуацию с места пытаются сдвинуть молодые политики — например, Ивана Нинчевич-Лесандрич, которая сама перенесла такую операцию. Местные женщины понятия не имеют о том, что их ждет, пока лично не столкнутся с необходимостью пойти на аборт — и выходят от врача в состоянии шока. Хорватское правительство не поддерживает использование анестезии во время прерывания беременности: если вы на него решились (даже по медицинским показаниям), то должны испытать все «прелести» этой процедуры.
Ивана является депутатом и свои ощущения она описала коллегам прямо во время одного из заседаний: «Я лежала с руками и ногами, привязанными к углам кровати. Медики сказали, что они меня таким образом фиксируют. Я считаю, что когда тебя без твоего согласия кто-то фиксирует к кровати — это привязывание. Мне никто не сказал, что предстоит аборт. А я представить себе не могла, что аборты выполняют без обезболивания». Сейчас Ивана добивается введения закона об анестезии во время манипуляций, но, по ее словам, «культура боли» в Хорватии по отношению к женщине не дает ей это сделать.
Америка против прерывания беременности
Соединенные Штаты принято воспринимать как отправную точку прогрессивных взглядов, но не в этом случае. Пока большинство властных полномочий принадлежали демократам, разговоров о борьбе с абортами не велось. Сегодня же на протестах в Миннеаполисе, вызванных смертью афроамериканца Джорджа Флойда, звучат и призывы свергнуть Трампа и его сторонников…потому что они делают все, чтобы запретить аборты!
Как связаны между собой два этих события? Все просто: защитники прав женщин приводят в пример полицейского, убившего Флойда — его не хотели признавать убийцей, в то время, как Трамп призывает относиться так к женщинам, делающим аборты. Дональд не боится подкреплять свою точку зрения делом: так, несколько месяцев назад он пришел на митинг противников абортов, чтобы заявить о правах нерожденных детей. Трамп назначает судей-консерваторов, а также не позволяет бюджету финансировать клиники, которые делают аборты или просто информируют женщин о них.
Дает ли такая политика президента плоды? Он считает, что да: в стране снизилось количество абортов до уровня 1973 года. Демократы считают, что нет — Луизиана, Кентукки, Огайо, Алабама и другие штаты один за другим поддерживают Трампа, запрещая аборты и лишая женщин права выбора. Netflix, Walt Disney и Warner Media в знак протеста отказались от каких-либо съемок кинофильмов и сериалов в этих штатах.
Порой дело доходит до абсурда — так, в Алабаме судят женщину, которой на пятом месяце беременности выстрелили в живот. Присяжные заседатели считают, что она виновна в непредумышленном убийстве нерожденного ребенка. В Алабаме регулярно проходят протесты против этого решения суда: во время них девушки одеваются в символичные наряды из «Рассказа служанки».