Запреты – это определенные границы, которые создают некие рамки в поведении ребенка. Такие границы создают ощущение предсказуемости и снижают у ребенка чувство тревоги. Однако нужно хорошо понимать, что и как следует запрещать.
Запреты не должны значительно снижать свободу ребенка и оставлять достаточное пространство для экспериментов и ошибок. Существует 3 главных типа ограничений для детей:
• запрет на агрессию;
• запрет на то, что угрожает здоровью и жизни ребенка;
• границы, связанные с развитием терпения.
Запрет на агрессию означает, что нельзя драться, кусаться и царапаться. Другими словами, это значит, что нельзя применять силу в отношении других людей.
Запрет на все, что может быть небезопасным для ребенка часто противоречит экспериментированию и возможности попробовать что-то новое и поэтому его нужно применять с осторожностью. Однако когда ребенок качается на качелях, возрастает риск получения травмы, но это не значит, что нужно запретить ребенку играть на детской площадке. Это значит, что вы должны внимательно следить за игрой. Ребенку следует категорически запретить только то, что несет непосредственную опасность для него.
Ограничения, связанные с развитием терпения, такие как «сначала обед, а потом сладкое» или «сначала уроки, а потом развлечения» прекрасным образом учат ребенка при необходимости откладывать удовольствие. Это гарант самоконтроля, которые учат ребенка не поддаваться сиюминутным соблазнам в ущерб, например, здоровью или долгосрочным интересам.
Таких запретов, как «нельзя трогать часы» или «нельзя прыгать по лужам» можно вообще избежать, убрав ценные и хрупкие вещи в недоступное для ребенка место и купив своему чаду резиновые сапожки.