В Мексике родился первый ребенок, у которого трое биологических родителей. Мальчик несет в себе 3 ДНК: матери, отца и митохондриальную ДНК женщины-донора.
Не так давно велось множество дискуссий относительно запрета новой методики оплодотворения с заменой митохондриальной ДНК матери на ДНК донора в Великобритании. Сначала заявлялось о неэффективности методики и ее возможном запрете, однако, позднее ученым удалось значительно сократить процент ошибок.
В то же время в Мексике, где не так много законов, касающихся методик искусственного оплодотворения, ученые осуществили первый в мире эксперимент по замене материнской митохондриальной ДНК матери на донорскую, а в мае уже родился первый ребенок, у которого трое биологических родителей.
Женщина, участвовавшая в эксперименте, пережила 4 выкидыша и гибель двоих детей, которые страдали серьезным генетическим заболеванием – синдромом Лея, причиной которого явилась мутация генов матери, связанной с работой митохондрий. После череды несчастий пара решила попытаться зачать ребенка по специальной методике, разработанной именно для того, чтобы не допустить передачи ребенку генетических отклонений в митохондриях матери. Все ожидания оправдались, и мальчик родился абсолютно здоровым.
Митохондрии являются единственными органеллами клеток человеческого организма, которые имеют собственную ДНК (мтДНК). Не смотря на то, что они содержат всего 37 генов, мутации в них приводят к серьезнейшим отклонениям в работе всего человеческого организма. Суть новой методики состоит в том, что в оплодотворении участвуют 2 яйцеклетки. Сначала сперматозоид оплодотворяет материнскую яйцеклетку, после чего в течение 8 часов с началом деления ядра, содержащего ДНК и отца, и матери, осуществляют его пересадку в лишенную ядра донорскую яйцеклетку. Таким образом, вместо материнских митохондрий ребенок получает здоровые от донора.
Однако специалист по экстракорпоральному оплодотворению, проводивший процедуру, несколько изменил порядок действий. Он заранее извлек материнское ядро и пересадили его в донорскую яйцеклетку, и только после этого было проведено искусственное оплодотворение. Эта техника позволила полностью исключить возможность переноса материнских митохондрий.