Время летит незаметно… и вот уже ваш малыш, совсем недавно не умеющий даже сидеть, уже уверенно топает по детской площадке, направляясь к яркой игрушке, привлекшей его внимание. Но вот беда – у красивой машины уже есть хозяин, и этот хозяин совершенно не настроен делиться. Как поведет себя ваш ребенок, поняв, что не получится поиграть с заинтересовавшей его игрушкой – отвернется и пойдет заниматься чем-то другим или разозлится и попробует силой отобрать желаемое?
Чаще всего родители сталкиваются с первыми признаками агрессивного поведения у малышей на детских площадках или в других местах, где много детей. Причем эти проявления можно наблюдать с самого раннего возраста – уже с года и нескольких месяцев. Психологи часто встречаются с недоумением взрослых по этому поводу: благополучная полная семья, никто не дерется и не ругается, а малыша буквально ни на секунду нельзя оставить без контроля – обязательно найдет «жертву» и стукнет ее хорошенько.
На занятиях по раннему развитию мама Матвея, которому полтора года, вынуждена пристально следить за сыном. Когда у детей «переменка» и можно свободно прыгать на батуте, залезать на горку или прятаться в трубе, ребенок обязательно становится причиной слез других малышей. Толкнет или укусит и бежит дальше, не замечая содеянного.
Давайте разберемся, почему дети с самого раннего возраста проявляют драчливость, и рассмотрим несколько вариантов адекватной реакции на такое поведение.
Детская психология описывает возраст 1.5-3 лет, как период «автономии с оглядкой» – в это время происходит развитие воли ребенка, но он как бы оглядывается, проверяя, от кого из взрослых или сверстников ждать опасности, а кого можно «терроризировать» самому. В этом смысле элементы драчливости как раз являются одним из способов проверки – что и с кем я могу делать? По этой теории агрессивное поведение ребенка в младшем возрасте считается нормой и требует всего лишь небольшого вмешательства со стороны родителей, чтобы малыш научился его контролировать.
Важно: если у вас растет драчливый малыш, имейте в виду, что это временное явление. Однако в обществе его сверстников вам нужно быть на чеку и помогать своему ребенку правильно выходить из эмоционально сложных для него ситуаций.
Наблюдая за детьми, можно обратить внимание, что часто удар выглядит неосознанным инстинктивным действием одного ребенка по отношению к другому. Вот они бежали, каждый в своем направлении, затем их пути пересеклись и вдруг один из них замахнулся и шлепнул другого. Или же оба одновременно играли в одну игру, кому-то вдруг стали мешать ручки другого и первая реакция – хлопнуть по этим мешающим ручкам. Здесь не идет речь об истинном агрессивном поведении, когда ребенок целенаправленно причиняет боль другому. Здесь он просто устраняет досадную помеху и торопится продолжить интересное занятие.
С малышом до двух лет не действуют нотации и длинные объяснения, почему он поступил неправильно. Нужно в нескольких коротких фразах описать произошедшее, например: «Ты хотела, чтобы Маша слезла с батута и дала попрыгать тебе, поэтому ты ударила ее. Теперь Маша плачет. Ей совсем не понравилось, как ты ее стукнула. Бить других нельзя. В следующий раз подожди своей очереди. Я буду рядом и помогу тебе. Давай пожалеем Машу и извинимся». После этого переключите внимание своего ребенка на другое занятие, которое ему нравится, тем самым выведя его из напряженной ситуации. А в следующий раз будьте на чеку – помогите детям поделить игрушку или соблюсти очередность, при этом комментируя происходящее простыми словами.
Важно: старайтесь даже для себя не называть поведение своего малыша драчливым. Объясняйте себе и другим, что кроха еще просто не знает, как правильно попросить желаемую игрушку или играть вместе.
Очень скоро этот период развития закончится, а ваша правильная реакция поможет тому, что агрессивные проявления ребенка исчезнут.
А как быть, если ребенок проявляет негативное поведение по отношению к близким людям – может ударить или укусить маму, папу, бабушку?
Давайте разберемся, откуда возникли такие реакции. Вариантов может быть несколько. Например, пока малыш был совсем маленьким, он так забавно смеялся, хлопая вас по лицу или прикусывая крохотными зубками. Вы бесконечно умилялись, позволяя ему повторяться снова и снова. А вот еще пример: когда малыш дерется, то мама сердится, а папа начинает с ним бороться, превращая ситуацию в веселую игру.
И в первом, и во втором случае ребенок получает информацию от взрослых, что физическая агрессия – это веселая игра, забавляться которой можно и нужно дома, а может и с другими людьми.
Существует несколько теорий, предлагающих способы отучения малыша от драчливости. Например, одна из них рекомендует отвечать на агрессию ребенка тем же способом – укусить или шлепнуть в ответ, да не понарошку, а с вполне серьезной силой. Авторы этой методики утверждают, что именно такой способ единственно рабочий. Ребенок сразу понимает, на сколько не приятно ощущать себя «жертвой», а также осознает расстановку сил «старший-младший». Однако, отвечая агрессией на агрессию вы даете ребенку понять, что драться – это нормально. Таким образом, получается, что вы не учите ребенка лучше контролировать себя, а помогаете усвоить другой урок – сила за старшим.
Другая практика рекомендует дарить как можно больше любви и нежности своему малышу. Постараться поймать его ручку до нанесения удара, затем очень крепко обнять, поцеловать, поносить на руках, а затем произнести несколько обучающих фраз о том, что драться – плохо, сопровождая объяснения заверениями в любви и демонстрируя полное принятие. Этот метод построен на удовлетворении необходимости ребенка во всеобъемлющем принятии и заботе. И, тем не менее, следует помнить, что малыша нужно научить понятиям «хорошо» и «плохо». Если не показывать, насколько вам неприятно, когда вас ударяют, в дальнейшем ребенку трудно будет усваивать общечеловеческие нормы поведения.
А вот еще один способ: если агрессивное поведение уже случилось, нужно прервать игру, удалить ребенка с места событий (если речь идет о детском коллективе), присесть на уровень его глаз, взять за руки, поймать взгляд и сообщить: «Ты сейчас ударил Сашу. У нас в семье есть важное правило – нельзя бить других людей. Вместо этого можно словами объяснять, чего ты хочешь. Если ты еще раз так сделаешь, нам придется пойти домой (гулять одним). Я рассчитываю, что ты меня хорошо понял, и нам не придется прекращать прогулку». И обязательно довести до конца обещанное, если понадобится.
Какой из способов преодоления драчливости ребенка для вас ближе – выбирать вам. Однако, важно помнить, что полностью уничтожать агрессивные качества в ребенке опасно – в жизни порой происходят напряженные негативные ситуации, которые требуют умения постоять за себя. Но и поощрять драчливость, объясняя окружающим, что ребенок должен научиться отстаивать свои интересы, в том числе и физически — означает растить одинокого и неуверенного в себе человека. Неумение выразить словами свои негативные эмоции сильно усложнит жизнь малыша. Ведь с драчунами никто не любит дружить!
И в завершение позвольте добавить пару советов:
• проанализируйте, чем наполнен день вашего ребенка? Достаточно ли в нем физической активности, спорта или просто подвижных игр. Недостаток движения в течение дня может вызывать в малыше застой энергии и желание выплескивать ее всю разом в негативной форме.
• подумайте, какие мультфильмы смотрит ребенок, в какие игрушки играет? Некачественная видеопродукция и некоторые современные игрушки косвенно способны влиять на уровень агрессии у малыша.
Детский и семейный психолог сети частных детских садов «Интересный детский сад», Виттория Филинова