Знакома ли вам ситуация: ребенок еще толком не умеет ходить, но уже с легкостью находит в мамином телефоне любимый мультфильм? Практически каждый современный родитель сталкивается с проблемой: давать ли ребенку телефон-планшет-компьютер в раннем возрасте. С одной стороны, все мы боимся так называемой компьютерной зависимости и прочих пагубных воздействий. С другой стороны, информационное общество диктует свои законы, и без умных девайсов человек уже не представляет своей жизни.
Как помочь ребенку выстроить здоровые отношения с компьютером, смартфоном и прочими гаджетами, рассказывает образовательный проект TutorOnline
Не давайте ребенку гаджеты слишком рано
Нет единого мнения по вопросу, с какого возраста можно давать ребенку в руки смартфон или планшет. Тем не менее, большинство психологов согласны с тем, что до 2-ух лет этого лучше не делать. Казалось бы, всего 2 года! Однако для современных реалий это очень важное замечание, поскольку многие родители приобщают ребенка к технологиям, в прямом смысле, с пеленок.
Также запомните очень важное правило: нельзя оставлять ребенка один на один с телефоном. Важно не занять ребенка и освободить свободное время для себя, а вместе с ним осваивать что-то новое. Если вы решили показать малышу новую игру (обязательно развивающую!), разбирайтесь в правилах и осваивайте программу вместе с ребенком. Ваш сын или дочка должны сформировать четкий шаблон восприятия: новому и интересному учат мама с папой, а не мерцающий экранчик.
Ограничивайте время, которое ребенок проводит за компьютером или с планшетом
Данное правило вытекает из предыдущего. Ни в коем случае нельзя занимать ребенка гаджетами, чтобы он перестал вам надоедать или позволил заняться какими-то домашними делами. 20 минут совместной с ребенком обучающей игры на планшете обязательно должны смениться реальным занятием. Например, вы можете сначала сложить виртуальный паззл, а затем достать настольную мозаику и проделать те же манипуляции, но только с уже осязаемыми фрагментами.
30 минут просмотра мультфильмов также буде достаточно, чтобы ребенок немного развлекся и был готов сменить вид деятельности.
Не заменяйте реальные игры виртуальными
В книге «Мозг освобождённый» Тео Компернолле пишет: «Недавно я видел молодую семью, где полуторагодовалый ребенок играл с планшетом! Родители были рады, что их сын знает такую «сложную» игру, где нужно перемещать звездочки, квадраты, круги и треугольники в соответствующие отверстия. Каждый раз, когда малыш справлялся с заданием, звучала весёлая мелодия. Я спросил у родителей, есть ли у их мальчика похожая игрушка – знаете, такой большой деревянный или пластмассовый куб с отверстиями разной формы, который учит детей тому, что шарик нужно засовывать в круглое отверстие, кубик в квадратное и т.д. Мама и папа ответили: «Нет. Зачем покупать эту вещь, если малыш может играть в такую же игру, да и во многие другие игры на планшете?»
На самом деле ребенок должен понимать, что компьютерная игра не более увлекательна, чем реальная. То же самое касается таких банальных навыков, как письмо. Привыкнув все печатать на компьютере, мы еле-еле способны написать пару абзацев внятным почерком на бумаге. Ученые-когнитивисты утверждают, что именно письмо от руки формирует навыки «медленного мышления», то есть способности анализировать, критически воспринимать информацию.
Покажите правильный пример
Если мама часами сидит в социальных сетях, а папа после работы убивает компьютерных монстров, ребенку будет сложно понять, почему он не может делать то же самое. Следите за собственными «информационными» привычками, контролируйте использование гаджетов и постарайтесь сделать так, чтобы ребенок периодически видел вас без смартфона, а, например, с печатной книгой.
Научите ребенка критически воспринимать информацию, полученную из интернета
Если вы боитесь, что ребенок вступит «не в ту» группу в социальной сети или на него окажут влияние нездоровые идеи, как можно раньше объясните ему, что к информации необходимо относиться критично. Не отправляйте ребенка в интернет при любой сложности. Не призывайте ребенка «погуглить» любой вопрос, который он вам задает.
Обозначьте часы, свободные от гаджетов
Время перед сном или раннее утро – это не лучшие моменты для использования гаджетов. Договоритесь с ребенком, что за час до сна вы читаете сказки, а по утрам делаете зарядку без планшета, телефона, компьютера и телевизора. Превратите ежевечерние и ежеутренние процедуры в игру, которая со временем сформирует очень полезную для современного мира привычку. Таким образом вы обезопасите ребенка от гаджетозависимости, да и себе поможете быть более свободными и при этом продуктивными.