Что важнее — мода или экология? Современные технологии помогают не тратить время на выбор: апсайклинг стал лучшим способом оставаться в тренде, не причиняя вреда окружающей среде.
Идея осознанной моды, когда одежда используется вторично и превращается во что-то новое и уникальное, сегодня привлекает все большее количество дизайнеров: они стремятся строить свою работу на принципах безотходного производства и заботы о планете. Настя Родионова, основательница The Empty Industry, одного из российских брендов zero waste, рассказала нам, что такое upcycling-мода и как он помогает сохранению окружающей среды.
Что такое upcycling-мода?
Слово «мода» в данном случае не совсем подходит. Апсайклинг — скорее один из аспектов осознанного потребления. Его суть заключается в повторном производстве изделий из уже использованных вещей. Скажем, у вас была куртка. И после того, как она отслужила свое, вы не выкинули ее в мусор, а распороли и сделали нечто совершенно уникальное: сумку, жилетку, шапку, что угодно. Как итог — новый классный предмет одежды и полное отсутствие отходов. Это и есть апсайклинг.
Важно, что для подобной переработки подходит абсолютно любая вещь. Даже если изделие уже рваное, грязное и, кажется, совсем безнадежное — его точно можно реанимировать, придумать что-то интересное, стильное и необычное.
Нашей команде The Empty Industry также близок принцип апсайклинг-производства. Из лоскутов ткани, которые остаются после выпуска коллекции, мы создаем вещи в стиле пэчворк: шопперы, кофры, подушки.
В чем заключается главная идея upcycling?
Мы живем в эпоху перепотребления и перенасыщения товарами и услугами. Продажи одежды по всему миру с каждым годом растут, в то время как средний срок ее службы, напротив, сокращается.
Миссия апсайклинга — сделать производство экологичнее. И в отличие от ресайклинга, который подразумевает технологически сложную (и как правило, дорогую) переработку и переплавку волокна, это наиболее простой и бюджетный способ позаботиться о планете и дать старым вещам новую жизнь. Апсайклинг доступен любому, даже небольшому бренду, так как не требует дополнительных вложений и ресурсов.
Как именно upcycling помогает нам сохранить планету?
Модная индустрия является одним из «самых грязных» для экологии направлений. Только из Москвы каждый год на свалку вывозят около 360 000 тонн тканей. В итоге там оказывается огромное количество вещей: они лежат десятилетиями, разлагаясь и выделяя токсичные продукты.
В данном случае, переработка и повторное использование материалов — это один из самых действенных способов минимизировать урон, наносимый окружающей среде. Апсайклинг исключает схему «купил — использовал — выбросил». Он позволяет упростить и рационализировать процесс создания и потребления одежды, а также сократить количество производимого мусора.
Как вы считаете, почему это стало трендом?
В 2021 году уже глупо и опасно не задумываться о принципах производства и его последствиях. Поэтому многие мировые бренды сегодня стремятся быть sustainable — сознательными, устойчивыми, рациональными и эко-ориентированными. И апсайклинг является беспроигрышным вариантом, позволяющим компаниям развивать и транслировать в мир идею заботы о планете. С каждым годом направление набирает обороты, и все больше компаний присоединяются к этому течению и меняют свою производственную политику. Это хорошая тенденция, на мой взгляд.