Рей Кавакубо работала фриланс-стилистом, но не могла найти вещи, которые хотела использовать в своих съёмках, поэтому решила шить их сама. Она родилаcь 76 лет назад, а в 31 основала бренд Comme des Garçons, чтобы всегда находить то, чего еще не было, что-то совершенно новое.
Идея заполнения и опустошения пространства — красная нить, которая проходит через всю её одежду, предметы интерьера и декора.
«Пустота важна», — говорит Рей.
Но Кавакубо делает не просто одежду, она шьёт сложные концепции.
«Если я не буду пытаться сделать одежду, я смогу сделать что-то новое. Но для меня это всего лишь работа. Я не получаю от этого огромного удовольствия. Я думаю, что люди, которые говорят, что им нравится их работа, не воспринимают это всерьёз. Единственный способ сделать что-то новое — не быть удовлетворённым.»
Почему Рей Кавакубо на протяжении 45 лет занимается этим?
«Я отвечаю за всех сотрудников Comme des Garçons, и у меня есть чувство ответственности, — говорит она. — Если бы я была одна, я бы остановилась … Ни что не статично, все движется дальше. Я хочу увеличить их заработную плату, дать им повышение … постепенно расти, чтобы люди могли расти сами. Это естественный процесс бизнеса. У меня нет выбора.»
В этом и заключается парадокс её жизни: радикальное видение рука об руку с традиционным, материнским.
«Это противоречие, — признает она. — Я хочу быть свободной всегда находить что-то новое, но в то же время я хочу иметь успешный бизнес, где я могу расти и заботиться о сотрудниках и фабриках».
Рей Кавакубо с мужем — Адрианом Джоффе
И все же каждый новый сезон — это приглашение Кавакубо в агонию, поскольку она ставит себе невозможную задачу каждый раз. Но тем не менее, в свои 70 с лишним лет она продолжает удивлять и остаётся у руля многоцелевого бизнеса, который генерирует доход в размере более 280 миллионов долларов в год. В настоящее время насчитывается более десятка коллекций, на которых есть лейбл Comme des Garçons, а также растущий мультибрендовый розничный магазин Dover Street Market.