Трудно отрицать, что выпуск косметических средств и упаковки для них оказывает влияние на окружающую среду, поэтому появление моды на «косметическое голодание» весьма ожидаемо. Но спустя пару месяцев движение за снижение потребления косметики, бытовой химии и прочих баночек и флакончиков вылилось в кампанию #NoBuy — в соцсетях по этому хэштегу можно найти десятки тысяч постов от девушек, решивших присоединиться к ней. Онлайн-журнал Dazed и вовсе предлагает каждому человеку посвятить 2019-й год максимальному сокращению бьюти-покупок. Почему #NoBuy заслуживает вашего внимания и станет чем-то большим, чем просто эксперимент над собой?
Почему именно сейчас? На сегодняшний день в Instagram можно обнаружить около 1,9 млн. постов с хэштегом #contouring, 116 тыс. публикаций с хэштегом #glassskin и еще 467 тыс. посвящено тегу #nudemakeup. С таким числом постов трудно представить, что у аудитории соцсетей падает интерес к бьюти-брендам, но это действительно так. Дело в том, что на каждый новый тренд большинство марок реагирует выпуском новой коллекции или минимум 2-3 средств. Многие из них взаимозаменяемы (например, кремовый хайлайтер для век легко заменит аналогичный для лица), поэтому их продажи основаны исключительно на грамотном маркетинге.
Поколениям миллениалов и центениалов косметика интересна — более того, они готовы тратить на парфюмы, маски и помады в 2-3 раза больше, чем на одежду. Но им не менее очевидна перенасыщенность рынка похожими друг на друга средствами, заставляющими нас просто покупать все чаще и больше. Маркетологи признают, что к 2020 году многие бренды начнут нести серьезные убытки как раз по этой причине.
Как зародилось движение #NoBuy? Зимой бьюти-блогер Сирейн Ву опубликовала в сети видео My No Buy Year, посвященное эксперименту по сокращению покупок. Сирейн всегда нравилось тестировать новые бьюти-средства, но однажды она заметила, что косметики на ее полках становится слишком много. «Мне всегда была интересна косметика, но в какой-то момент ее количество начало превалировать над качеством. Отчасти причиной тому стали слишком частые релизы брендов, отчасти — само бьюти-сообщество, которому всегда не хватает чего-то новенького. Для себя я решила, что хочу покупать меньше, но осознаннее — например, выбирать косметику только с органическим составом и качественными ингредиентами, которая будет отвечать всем моим потребностям. Теперь я испытываю особое удовольствие, когда вижу пустую банку из-под использованного средства», — призналась Сирейн в интервью Vogue. Предложенный ею тренд мгновенно стал набирать обороты.
Превращению большинства девушек в шопоголиков способствует все то, о чем говорит Сирейн — это и многочисленные рекламные кампании, основанные на хайпе, и мода на корейскую систему ухода, и частота смены трендовых оттенков и текстур. Классический вариант, проверенный годами, в виде трехступенчатого очищения-тонизирования-увлажнения дополнился мистами, гелями, тонирующими кремами, сыворотками, роликами для области глаз и т.д. С макияжем все еще заметнее: к примеру, лишь для того, чтобы накрасить губы, можно использовать помаду с матовым, глянцевым или виниловым финишем, карандаш-стик, блеск, жидкую помаду или лак для губ, тинт или пигментированную пленку. #NoBuy — движение, которое предлагает отказаться от импульсивных покупок, вдохновленных примером подруги или блогера, но, возможно, неподходящих вам или просто ненужных.
Сколько получится сэкономить? Ханна Луиз Постон уже поставила соответствующий эксперимент в 2018-м: она отказалась от спонтанных приобретений из-за красивого флакончика или модного оттенка. Так ей удалось подсчитать, что при прежнем среднем ежемесячном чеке за бьюти-средства в 220 долларов, она стала тратить не более 50 долларов в месяц только на самое необходимое, не испытывая при этом дискомфорта от того, что отказала себе в 15-й по счету маске.
Как #NoBuy поможет экологии? В прошлом году японские ученые опустились на дно Марианской впадины — и первым, что они там обнаружили, стал пластиковый пакет. Нет смысла напоминать о том, что экология страдает в том числе и от отходов косметической индустрии — начиная с неперерабатываемых тюбиков и заканчивая накоплением в почве вазелина, салициловой кислоты и загрязнением блестками Мирового океана. Экоактивисты из мира бьюти предлагают по-иному относиться к косметике и радоваться каждой пустой баночке как доказательству того, что вы не загрязняете природу из-за бессмысленных покупок.
Как следовать #NoBuy без ущерба для своей красоты? Чаще всего девушки уже имеют представление о том, в каких именно средствах нуждается кожа их типа и возраста. Но соблазн приобрести новый крем сторонники #NoBuy советуют воплощать в жизнь тогда, когда закончится тот, которым вы пользуетесь сейчас. Если вы хаотично скупаете баночки, потому что так и не смогли определиться с уходом за жирной или чувствительной кожей, посетите косметолога — вместе с ним сделать это будет намного проще.