Проблема рационального использования времени как одного из важнейших ресурсов находится под пристальным вниманием пытливого человеческого ума на протяжении всей истории.
Основатель и CEO международной образовательной платформы Lectera.com Мила Семешкина рассказала о том, как совмещать работу с личной жизнью и избежать эмоционального выгорания.
Разграничиваете работу и отдых
Отсутствие с полным присутствием — самый худший сценарий, который будет в равной степени раздражать как ваших коллег, так и членов вашей семьи. И именно поэтому стоит четко разграничить время работы и время отдыха. Не обязательно трудиться с 9.00 до 18.00, если знаете, что в иной временной период вы эффективнее. Но важно понимать, когда «рабочий день» начинается и заканчивается. Иначе во время отдыха вы будете переживать, что не занимаетесь делами. А незапланированные перерывы нарушат продуктивное погружение в рабочий процесс. Начать можно с малого. Попробуйте отключать телефон во время ужинов с родными и близкими. Поверьте, когда на следующее утро вы включите компьютер, то будете чувствовать, что полны энергии. А ваша продуктивность и мотивация возрастет от осознания, что в какой-то момент вам придется перестать работать.
Занимайтесь спортом
Многочисленные исследования связывают производительность труда со здоровым образом жизни. Достаточное количество сна, физические упражнения и здоровое питание повышают уровень энергетического заряда, очищают разум и позволяют вам легче сосредоточиться. Если спорт вам н не по душе, выходите просто пройтись. Прогулки на свежем воздухе повышают эффективность. Например, Петр Ильич Чайковский писал, что аккуратно «отхаживает свои два часа в день», чего бы ему это ни стоило.
Научитесь говорить «нет»
Неумение отказывать приносит множество тягот и проблем: ненужные встречи, лишние дела, ответственность, которая вообще не должна на вас лежать. А еще постоянную усталость, тревоги и невысказанные обиды. Создается ощущение, что в таком ритме нельзя совмещать работу с личной жизнью. Произнесенное вслух слово «нет» — это, прежде всего, возможность сохранить свои время и силы. Оговорюсь сразу, что здесь речь идет о рутинных задачах, а не об исключительных ситуациях, когда, например, в непростом положении оказался ваш друг или родственник. Но стоит задуматься, если вас просят в выходной день ехать через весь город за документами для вашего коллеги. Или до полуночи сидеть в офисе и распечатывать презентации вместо того, чтобы передать эту «ответственную» задачу подрядчику. Говоря «нет», вы четче фокусируетесь на своих приоритетах, начинаете мгновенно оценивать, что для вас важно, а что навязано вам другими людьми. В результате у вас появится больше времени для себя и близких.
Контролируйте количество времени, потраченного на соцсети
Согласно исследованию компании We Are Social, cреднестатистический житель планеты проводит онлайн почти 7 часов в день. Если представить, что каждый человек тратит на сон 8 часов в день, то получается, что 40% нашего бодрствования мы находимся в Cети. Только представьте, сколько всего можно сделать, лишний раз не пролистав ленту Инстаграма или Фейсбука! Сегодня существует масса программ, которые буквально за несколько дней представят персонализированный доклад о вашей мобильной активности. На основе этой информации можно будет нанести точечные удары по самым отвлекающим приложениям. Однако самое важное — не открывать любимые ресурсы во время работы и общения с близкими. Дело в том, что живая коммуникация — это не только интеллектуальный, но еще и энергетически процесс. И если во время беседы энергия «уходит» на посторонние картинки и видео, то настоящего диалога, считай, и не было. Кроме того, проверку Фейсбука можно использовать как награду за выполненные дела. Так гаджеты из разряда вредных инструментов перейдут в мотиваторы.
Помните, что баланс — это иллюзия
Никто не идеален. Даже раскрученные коучи и известные бизнесмены, рассказывающие о том, как регулярно просыпаются в шесть утра в прекрасном настроении и медитируют, а потом работают с улыбкой на лице, лукавят. У всех бывают форсмажорные ситуации и бессонные ночи перед запуском ответственного проекта. Тогда баланс разбивается вдребезги о жесткие дедлайны и катастрофическую нехватку времени. Надо признать, что авралы случаются, и не нужно корить себя. К тому же, идея успеть все —иллюзорна. Предпочли деловому обеду с партнерами поход на утренник в детский сад к ребенку? Не вините себе. Раз вы сделали такой выбор, значит, в тот самый момент семья была для вас куда важнее. Отказались от поездки на выходные с друзьями ради подготовки к экзамену? Это тоже ваш осознанный выбор. Самое главное не заниматься самообманом и делать то, что хочется именно вам. Ведь в конечном итоге обрести истинный баланс может только тот, кто сам управляет своей жизнью.