По работе нам неизбежно приходится сталкиваться с агрессивными людьми. Бизнес-коучи убеждают нас в том, что это стандартная ситуация: нам необходимо научиться отражать негатив и двигаться дальше, не обращая внимания на издевки коллектива, придирки со стороны начальства и истерики клиентов. Но необходимо помнить о границах приличия и четко осознавать, кода агрессия на почве нервного срыва переходит в буллинг, запугивание или харассмент.
Что делать, если вам кажется, что начальство и коллектив превратило вас (или вашего коллегу) в жертву офисных издевательств?
Если ваш босс или коллеги кричат на вас
Мы все люди, у каждого из нас есть свои чувства и переживания. Порой к работе мы подходим слишком эмоционально, воспринимая неудачи компании как свои собственные. Но если сотрудники не могут контролировать себя и не осознают, что повышение голоса — это неэтично и непрофессионально, такое поведение можно считать неподобающим. В этом случае главное – не опускаться до уровня обидчика и не кричать в ответ. Подождите, пока ваш начальник или коллега выскажется. Вежливо попросите понизить голос. Не вступайте в спор, пока ваш собеседник не остыл, попробуйте ответить нейтральной фразой вроде «В моем графике сейчас много проектов, мне нужно чуть больше времени». В накаленной до предела атмосфере офиса важно сохранять спокойствие и уважительный тон общения. Скорее всего, ваш начальник не изменит своего мнения насчет конфликтного вопроса, но ваш трезвый подход к делу и умение выдерживать стрессовые ситуации, невольно произведут на него положительное впечатление.
Впрочем, если подобные случаи повторяются довольно часто, стоит задуматься о смене рабочего места. Подумайте о своем психическом здоровье. Как долго вы сможете работать в такой обстановке?
Если вы стали свидетелем издевательства
Если вы видите, что вашего коллегу притесняют — срываются на нем, запугивают, шантажируют или сексуально домогаются, у вас есть несколько вариантов возможных действий.
- Вы можете использовать отвлекающий маневр. Если вы беспокоитесь за коллегу, которая осталась наедине в кабинете с боссом, найдите повод внедриться в это пространство под каким-либо предлогом. Возможно, ваше присутствие поможет притормозить неподобающие намерения начальства или снизить градус надвигающегося скандала.
- Действуйте в команде. Если вы заметили, что внутри вашего отдела появился «изгой», обратитесь вместе с неравнодушными коллегами к топ-менеджеру или руководству. Они должны быть заинтересованы в стабилизации здорового рабочего климата и помогут разрешить конфликт.
- Скажите обидчику прямо о неподобающих действиях. Например, «Я заметила, что Светлана выглядела очень расстроенной после разговора с вами наедине» или «Вы были довольно эмоциональны на собрании, особенно когда дело доходило до отчетов Максима». Таким образом, вы дадите понять собеседнику, что его поведение осуждается коллективом.
Не замалчивайте то, что кажется вам неправильным, и не старайтесь подавить в себе смешанные чувства. Вы вправе постоять за себя и за своих коллег. К сожалению, количество офисных агрессоров не уменьшается с годами, а порой такие люди добиваются больших успехов и занимают крупные должности. Главное, что каждый коллектив может сделать в борьбе с буллингом – привлечь тех, кто позволяет себе больше, чем другие, к ответственности за свои действия, открыто поговорить о проблемах и вместе вынудить обидчиков отказаться от оскорбительного поведения.